История поселения, а
позднее города, тесно связана с железной
дорогой. По документальным свидетельствам
основание станции Шилка было положено
в самом конце 19 века. В то время гораздо
большее значение уделялось Митрофановской
станице, которая располагалась в
нескольких километрах выше по течению
реки Шилки. Но сильное наводнение в 1897
году изменило все планы, было решено
строить ж/д станцию и паровозное депо
в менее затопляемом месте. Так, по воле
случая, Шилка получила сильный толчок
для развития.
Параллельно со
строительством ж/д объектов велось
обустройство населенного пункта.
Строится церковь, одноклассное училище.
В 1906 году в Шилке построена мельница на
которой работали 4 человека. К западу
от вокзала располагался материальный
склад. Рядом двуклассная школа для детей
железнодорожников. Жителей в посёлке
по переписи 1910 г. было 1652 души обоего
пола, из них железнодорожных служащих
и рабочих — 560 душ, казаков — 408 душ,
разночинцев — 684 души. Единственный
учитель, проживающий там же, преподавал
грамматику и начало арифметики,
одновременно в обоих классах. Был в то
время единственный двухэтажный дом -
магазин общества служащих и рабочих
железной дороги. К 1917 году построен
клуб.
В 1918 году в Шилке был
организован Совет, а после этого и отряд
Красной Гвардии, основным ядром которого
были рабочие-железнодорожники. При
организации Красной Гварди шла борьба
между беднотой и казацкой верхушкой. В
Шилке оказалось много таких казаков,
которые вместе с атаманом Семёновым
противостояли созданию Красной Гвардии.
Семёновцы ушли из Шилки в конце июля
1920 года.
В 1921 году в Шилке была
построена электростанция "Тысяча
лампочек”, была открыта библиотека. До
образования района Шилка была волостным
центром, в 1926 году она стала центром
Шилкинского района. Население посёлка
быстро росло. Если по переписи 1926 года
в Шилке проживало 3663 человека, то на 1
января 1931 года — 5818, на 1 января 1935 года
— 8600 человек. В 1932 году организована
Шилкинская дистанция сигнализации и
связи в границах Китайский разъезд
(Тарская) — станция Пашенная (Чернышевск),
включая ветки на Нерчинск, Сретенск,
Букачачу. В том же году создан совхоз
ДорУРСа, первым директором которого
стал машинист паровозного депо Д. А.
Могирев. В 1936 году закончено строительство
второго ж/д пути, открыта 35-я школа(позднее
№52).
В годы Великой
Отечественной Войны со всего Шилкинского
района ушло на фронт почти 7000 человек
и около 4000 не вернулось домой. Десять
Героев Советского Союза и два полных
кавалера ордена Славы прославили нашу
землю. А Семен Номоконов, снайпер,
уничтоживший более 350 вражеских солдат
и офицеров, удостоен звания почетного
солдата "ЗабВО”.
В 1951 году поселку Шилка
был присвоен статус города. В нем работали
локомотивное и вагонное депо,
железнодорожная станция, дистанция
пути, сигнализации и связи. Заметно
стала расширяться вся инфраструктура:
строились новые школы, детские сады,
новые здания больницы, дом культуры,
стадион. В 70-ом году строится первый
пятиэтажный дом.