Современный герб
утвержден в июне 2003 года. На щите,
разделенном на 2 части, в верхней
расположен Томский герб: на зеленом
поле изображена белая скачущая лошадь.
В нижней части герба на голубом фоне
среди горных пород дымящаяся печь -
символ сереброплавильного производства.
Флаг
Флаг Барнаула - в центре
голубого полотнища расположен герб
города.
Барнаул.
Демидовский период
(1730—1745).
Исследователи связывают
основание Барнаула с началом строительства
медеплавильного завода Акинфия Демидова,
получившего земли в аренду от государства.
Известно, что именно в 1730 г. Демидов
перевел на Алтай 200 приписных крестьян
для закладки заводов. 29 сентября 1739 г.
было начато строительство Барнаульского
завода. В том же году был проложен
отводной канал и построена плотина.
Почти сразу после основания Барнаула
в 1741 году, на территории, где позднее
расположился парк, планировалось
возведение крепости с деревянным
кремлём, которая должна была защищать
Барнаульский сереброплавильный завод.
Однако этот проект не был осуществлён
по финансовым причинам, а также из-за
отсутствия реальной внешней угрозы.
Вместо крепости 4 октября 1772 года было
принято решение об открытии в этом месте
Нагорного кладбища. Рядом разместились
Татарское и Протестантское кладбища.
За полтора века здесь были похоронены
многие известные горожане, учёные,
общественные деятели, купцы, исследователи
Алтая. Деревня Усть-Барнаульская,
отстоявшая от заводской плотины всего
на 2 версты, была приписана к заводу в
1742 г. Позднее Демидов в тайне от
императорской фамилии начал выплавлять
золото и серебро, о чем узнали в Петербурге.
Кабинетский период
(1747—1883).
В 1749 г. канцелярия
горного округа с согласия Кабинета ее
императорского величества была перенесена
из Колывани на Барнаульский завод
(последний переходит в собственность
Романовых, начинается т. н. кабинетский
период). В 1750 г. на Барнаульском заводе
действовали уже 17 печей, вместо 2 печей
и 7 горнов, работавших при Демидове. В
город едут горные офицеры и инженеры с
Урала для выплавки руд и её первичной
обработки. Одним из таких был и талантливый
изобретатель Иван Ползунов. В 1763 г. он
представил проект «огнедышащей машины»
— первой паровой машины в мире, и в 1766
г. на берегу реки Барнаулки прошли ее
испытания.
В 1771 Барнаул получает
статус «горного города» (позднее в 1846
году появился свой герб, на котором были
изображены белая скачущая лошадь и
действующая сереброплавильная печь.
Эта печь — символ горного производства,
подчёркивала главное богатство города
— серебро, а лошадь изображалась на
гербе Томской губернии, в состав которой
входил тогда Алтайский округ). А для
подготовки необходимых кадров в 1779 г
открыто горное училище — первое в
Сибири.
В этот век Барнаул
развивался на территории, ограниченной
с востока и юго-востока рекой Обью, а с
юго-запада и запада ленточным бором. С
северной стороны таких естественных
рубежей не было. Северная граница
обозначалась на планах Барнаула 1786,
1826 и 1837 годов прямой линией, параллельной
улицам. Эта черта не могла остановить
городскую застройку, которая стала
постепенно раширяться на север.
Несмотря на отдалённость
от центра России, Барнаул рос и развивался:
в 1835 году жителей в городе было более 9
тыс. человек. Застройка кварталов шла
под влиянием архитектуры Петербурга.
К середине XIX века в городе было 33 улицы
и переулка, 1725 домов (из них 15 каменных),
пять церквей, в том числе лютеранская.
О высокой культуре жителей — офицеров,
чиновников, инженеров, купцов,
промышленников — говорит заметка П. П.
Семенова-Тян-Шанского: «Барнаул… был,
бесспорно, самым культурным уголком
Сибири, и я прозвал его сибирскими
„Афинами"».
Город становится крупным
культурным и научно-техническим центром
России. В 1764 году открывается техническая
библиотека с фондом 7 тыс. томов. В 1786 г.
в архивных документах упоминается
Барнаульский «театральный дом». А в
1827 г. открывается первая типография. П.
К. Фролов организовывает Краеведческий
музей — один из первых в Сибири.
Пример деревянного
зодчества.
В XIX веке город посещали
со своими экспедициями всемирно известные
писатели, путешественники и ученые: Ф.
М. Достоевский, А. Гумбольдт, К. Ф. Ледебур,
А. Э. Брем. Они оставили в своих дневниках
впечатления о городе, поразившем их
своим великолепием, высокообразованным
обществом горных инженеров и офицеров,
существованием таких культурных
учреждений, как любительский театр,
музей, библиотеки.
В XVIII—XIX вв. с Барнаулом
были связаны судьбы замечательных
изобретателей и ученых, в первую очередь
это И. И. Ползунов, построивший в 1763—1766
гг. первый в мире паро-атмосферный
двигатель непрерывного действия. Здесь
же работали строитель чугунно-рельсовой
дороги, инженер и общественный деятель
П. К. Фролов, металлург, раскрывший тайну
булата, П. П. Аносов.
В XVIII — первой половине
XIX веков на Алтае выплавляли 90 процентов
российского серебра — по 1000 пудов в
год. Барнаульский сереброплавильный
завод по праву считался самым крупным
— на нём действовало 13 плавильных печей,
дававших около 450 пудов серебра ежегодно.
Поэтому не случайно Барнаул за короткое
время году из небольшого заводского
посада стал одним из крупнейших городов
в Сибири.
По данным административного
учета , население города к 1870-м годам
составляло 13-14 тыс. человек, из которых
30-45 % приходилось на военных, чиновников
и членов их семей.
Купеческий период
(1883—1917)
Фрагмент плана города
Барнаула, выполненного чертежником Е.
Ереминым в 1894 году.
Отмена крепостного
права, истощение природных ресурсов,
неспособность заводского руководства
работать в новых условиях, привели к
упадку горного производства и закрытию
в 1893 году Барнаульского завода. Но в это
же время город становится крупным
торговым центром развивающегося
сельскохозяйственного региона. В городе
того времени существует кожевенное,
свечное, кирпичное, пивоваренное,
содовое, шубное, лесопильное и другие
производства. Это позволило выйти
барнаульским товарам не только на
российский, но и на международный рынок.
С 1880 года граница
городских земель проходила по Малой
Алтайской улице (сейчас им. В. П. Чкалова).
Однако к концу XIX века появились 3-я, 4-я,
5-я и 6-я Алтайские улицы, формально
расположенные запределами Барнаула.
Увеличение численности населения делало
необходимым расширение территории
города. В августе 1910 года император
Николай II подписал указ о предоставлении
в собственность Барнаулу земель Кабинета
его императорского величества за выкуп.
В начале 1915 года
состоялось открытие Алтайской железной
дороги, что еще больше подтолкнуло
развитие города, население которого
уже насчитывало 40 тыс. человек. И уже в
мае 1915 года Барнаульская дума обсудила
и одобрила новый план развития города.
Социальная сфера того
времени развивалась благодаря
купцам-меценатам и общественным деятелям
города. В 1893 г. В. К. Штильке организовывает
Общество попечения о начальном образовании
и к 1910 году в Барнауле уже насчитывается
29 учебных заведений. В 1895 г. строится
Богородице-Казанский женский монастырь.
А в 1899 г. открыта Городская больница.
Проходят первые сеансы «синематографа».
Городская дума в 1914 г. постановила
закрыть все пятнадцать домов терпимости.
2 мая 1917 года в Барнауле
произошел грандиозный пожар. Выгорело
60 кварталов. Без крова остались до 20
тыс. человек, погибло 34 человека. От
пожара 1917 года сильно пострадала
городская архитектура, в пожаре погибли
многие здания, особенно деревянные
постройки.