В первой половине XIX
века Екатеринодар - главный военный
форпост России на Черноморской кордонной
линии. С 1860 года Екатеринодар -
административный центр. В 1867 году город
получает свой герб. В 1880 году в Екатеринодар
приходит железная дорога.
Город Екатеринодар
основан в 1793 году потомками запорожских
казаков. Они переселились на плодородные
кубанские земли по повелению Екатерины
II после присоединения Западного
Предкавказья к России в результате
побед в русско-турецких войнах второй
половины XVIII века. Поначалу это был
просто военный лагерь. Его постоянно
укрепляли и превратили в крепость. Она
имела вид четырёхугольника, внутри
которого казаки соорудили по старому
запорожскому образцу сорок куреней,
обнесённых валом и рвами. Сами курени
располагались вокруг деревянной соборной
Святотроицкой церкви, перевезённой с
Буга на Кубань в разобранном виде. С
трёх сторон Екатеринодар имел естественную
защиту: крутой уступ на востоке, болото
на севере и реку Кубань на западе.
Несмотря на то, что о
Екатеринодаре в первые годы существования
города писали, что "построен он дурно
и неправильно. на болотистой местности,
а потому облик его неказист", заселение
города шло достаточно быстро. Если в
начале 1794 года здесь было построено
только 29 домов и 75 хат при населении
менее чем в 600 человек, то к 1802 году домов
уже насчитывалось 600 и население
увеличивалось до шести тысяч жителей.
Помимо казачества, которое с Украины
переселяло российское правительство,
в Екатеринодар потянулись крестьяне
из центральных губерний России. Но
вскоре рост жителей города практически
прекратился из-за указа, запрещавшего
крестьянам, "пришлым и иногородним
людям, то есть не казакам", приобретать
в городе земли и недвижимость. Рост
населения также сдерживали и тяготы
Кавказской войны, очень мешавшей
нормальному развитию города.
В первой половине XIX
столетия Екатеринодар действительно
имел убогий вид, хотя, пока шла Кавказская
война, он более полувека оставался
передовым и главным военным форпостом
России на Черноморской кордонной линии.
О его военном значении говорили въездные
ворота, охранявшиеся круглосуточно, да
проходивший через Екатеринодар военный
"Ставропольский шлях", который
соединял города Ростов и Ставрополь.
Кстати сказать, это была единственная
хорошая дорога в городе. Большинство
жилых строений Екатеринодара составляли
хаты-мазанки и небольшие одноэтажные
деревянные дома. После дождей улицы
покрывали большие лужи и грязь,
передвигаться по ним можно было с большим
трудом. Мужчины предпочитали ездить
верхом, а в коляски впрягали лишнюю пару
лошадей. Из-за грязи и свалок в черте
города, распространявших мошкару, жители
часто страдали от малярии. Единственная
аптека выдавала лекарства только казакам
действительной службы.
В 1860 году в связи с
преобразованием Черноморского казачьего
войска в Кубанское, и с образованием
Кубанской области, Екатеринодар
становится административным центром.
А ещё через семь лет он полностью
преобразуется в гражданский город
Российской империи и получает свой
герб. В Екатеринодаре учреждают городское
управление и городскую думу. Казакам,
пожелавшим остаться здесь на поселение,
выдают разрешение приписаться к
мещанскому сословию. Крестьянству и
"иногородним" дозволяют приобретать
здесь земли и недвижимость. Не стоит
забывать также, что в 1864 году закончилась
Кавказская война. В Екатеринодар сразу
же потянулись переселенцы, и за 20 лет
город увеличился на 50 тысяч жителей.
Постепенно начал благоустраиваться
городской центр, мостить городские
улицы. В Екатеринодаре появились
небольшие фабрики и кустарные мастерские,
первые гимназии, больницы, частные
магазины.
После проведения в 1880
году железной дороги
Тихорецк-Екатеринодар-Новороссийск
город превратился в крупный
торгово-промышленный центр. Сначала
это были традиционные для юга России
салотопенные, кирпичные, гончарный,
винокуренный и кожевенные заводы. Затем
возникают мукомольные и маслобойные
предприятия, заводы по переработке
сельскохозяйственных продуктов. К концу
столетия в Екатеринодаре заработали
первые предприятия по металлообработке,
в дальнейшем ставшие основой экономики
города. Увеличивается удельный вес
торговли хлебом и табаком, выращивание
которых распространилось по всей Кубани.
В городе начинают проводиться ежегодные
ярмарки. Главный предмет торга - лошади,
рогатый скот, овцы, кожи и рыба. В
Екатеринодаре создают казённый сад для
поощрения развития садоводства. Сад
этот имел до 30 тысяч виноградных лоз и
20 тысяч фруктовых деревьев.
К началу XX столетия
Екатеринодар был соединён железнодорожными
линиями с портами Чёрного и Азовского
морей, став железнодорожным центром
всей Кубани.
В самом городе начали
ходить трамваи. Возросло число
образовательных учреждений, в том числе
и высших, стали издаваться городские
газеты. По официальным данным, в то время
в Екатеринодаре действовало 125 фабрик
и заводов, а население города превысило
150 тысяч человек.