В начальный период
(конец XVIII—начало XIX вв.) переселение
черкесских армян и поселение их на
русской территории носили неорганизованный,
частичный и стихийный характер.
Переселялись отдельными семьями, иногда
совместно с греками или с уже принявшими
русское подданство черкесскими племенами.
Еще в тот период, когда
в 1782 г. на Кавказ прибыл генерал-поручик
граф П. С. Потемкин, назначенный командующим
Кавказского корпуса, на передний план
были выдвинуты задачи оживления меновой
торговли с горскими племенами и
привлечения их на русскую сторону.
Потемкин хлопочет о привлечении в
новозаселенный край армян, которых он
считал посредниками в торговле, уже
начинавшей зарождаться кое-где в
пограничных местах между русскими и
горцами. В 1784 г. армяне, находящиеся в
районе Кабарды, области Кумыков и
Закубанья, просили разрешить им пребывание
в Кавказской губернии. Учитывая это
прошение, Потемкин предписал назвать
место для их поселения по имени Св.
Григория Армянского. «Однако,— отмечает
Бутков,—это не состоялось, и армяне
эти, кажется, поселились в Нахичеване,
ибо в 1792 г. не было кроме Кизляра и Моздока
армян в приписке по прочим городам».
Факт о переселении этих
армян в Нахичеван остается неподтвержденным.
Надо полагать, что оно не-состоялось.
Иосиф Аргутинский, начиная еще с 1783 г.
(когда он был приглашен в Георгиевск
для участия в переговорах с Грузией)
при поддержке графа Г. А. Потемкина
устанавливает связь с черкесскими
армянами и входит с ними в тайные
переговоры.
По этому поводу у Лео
читаем: «...Разве переговоры Иосифа с
черкесскими армянами не касались
поддержки русских в этих краях, или он
просто хотел сблизить очеркесившихся
армян с армянами?». Переговоры Аргутинского
с черкесскими армянами могли иметь
только одну цель: объединить, организовать
армян и поселить их на русской земле.
Аргутинский разработал
проект, по которому нахичеванские армяне
получали южную часть Самбекской степи,
а черкесские армяне—северную часть.
Получив согласие графа Г. А. Потемкина,
пишет X. Поркшеян, архиепископ начинает
вести тайные переговоры с руководителями
черкесских армян. Представители последних
приглашаются в Нахичеван, где им
устраивают теплую встречу. Город так
понравился черкесским армянам, что они
поставили на обсуждение вопрос о
переселении армян в Нахичеван. Но
нахнчеванцы не согласились.
То, что закубанские
армяне действительно намерены были
поселиться в Нахичеване, подтверждается
еще одним упоминанием. У Буткова читаем:
«В октябре 1791 г. во время сражения против
черкесских племен армяне, обитавшие в
трех селениях, лежащих у рек (одно—на
Шаушеке, называемое Гаурхабл, другое—на
Пшизе, называемое Адепсу-Хай, и третье—на
Илье, называемое Хатукай), изъявили
желание перейти в Нахичеван и отправились
туда в числе 390 душ обоего пола». Как в
первом случае, желание черкесских армян
не осуществилось. Массовое переселение
черкесских армян, дважды пытавшихся
переселиться в Нахичеван (в 1784 и 1791 гг.),
не удалось. Точка зрения X. Поркшеяна,
будто прибывших в Нахичеван представителей
черкесских армян встретили радушно, но
не дали согласия на их переселение в
Нахичеван не подтверждается.
X. Поркшеян ссылается
на архивный документ, который, однако,
касается не 90-х годов XVIII века, а более
позднего периода—50—60-х годов XIX в. 200
армян и греков, проживающих среди
враждебных черкесских племен, изъявили
желание переселиться в Нахичеван, но
магистрат Нахичевана отказал им,
мотивируя тем, что приход иногороднего
армянского населения в Нахичеван может
иметь отрицательные последствия для
коренных нахичеванцев, которые еще до
этого пользовались и продолжают
пользоваться привилегиями.
Следующую попытку
переселиться в Нахичеван делают
гяурхабльцы в 1825 году. Черкесские армяне
выбирают делегатом уздена Бабасина
Твелова. Приехав в Россию, в Таганрог,
он обращается с просьбой о переселении
к находившемуся там незадолго до своей
смерти императору Александру I, от
которого получает разрешение на землю
у реки Самбек, близ Нахичевана. X. Поркшеян
среди делегатов отмечает имя архимандрита
Карапета Арцивяна, который после
переговоров, опасаясь гнева темиргоевского
князя Джамболата Балатокова, переселяется
в Екатеринодар. Е. Шахазиз имени Карапета
Арцивяна не упоминает. По неизвестным
причинам императорское послание попадает
в руки князя Балатокова, который
предотвращает организацию переселения.
Известно, что Арцивян, который в 1817 г.
прибыл в Черкесию, остается у своих
единоплеменников. В 1832 году он
обосновывается в Екатеринодаре, а после
переселения черкесских армян в Армавир
он также переезжает (1840) туда.
Таким образом, хотя и
было царское повеление и покровительство,
осуществить само переселение оказалось
нелегким. Предполагалось продвигаться
разновременно, не торопясь, незаметно
приблизиться к левому берегу р. Кубани,
потом с помощью русских перейти границу.
Осуществлению этой операции могли
способствовать и те черкесские племена,
среди которых жило много армян и которые
для расширения скотоводства намерены
были спуститься с гор на левый берег
Кубани, к русским границам.
До 30-х годов XIX в.
переселение армян к Черноморью и русским
границам Кубани не было массовым и
организованным. Начиная с 30-х годов XIX
в. военное начальство Кавказа приступает
к осуществлению переселения закубанских
армян па русскую сторону Кубани.
* * *
Первой из Черкесии
вышла группа армян, проживавших среди
хатукаевскнх племен. В 1828 г. хатукаевцы
принимают русское подданство. В 1830 г.
хатукаевцы под предводительством князя
Джаангирея Киркана со своими аулами
переводятся на левый берег Кубани, к
северу от русской станицы Казанской.
Армяне одновременно отдельным аулом
поселяются южнее Кубани, напротив
станицы Казанской, в местности. называемой
Ушкондушко (Ушкундипс). Переселилось
33 двора. Сохранились сведения о том, что
армяне оповестили черкесов, будто они
поселяются на русских границах с целью
развития меновой торговли. Вскоре
черкесы, узнав об истинных намерениях
армян, требуют возвращения. Армяне не
соглашаются и остаются па прежнем месте.