Пятница, 03.05.2024, 17:45
Приветствую Вас Гость | RSS
НЛО,гороскоп,полтергейст.
Главная | АРМАВИР | Регистрация | Вход
Форма входа

tak/ru
Меню сайта
...


ПЕРЕСЕЛЕНИЕ АРМЯН И ОСНОВАНИЕ АРМАВИРА.


В начальный период (конец XVIII—начало XIX вв.) переселение черкесских армян и поселение их на русской территории носили неорганизованный, частичный и стихийный характер. Переселялись отдельными семьями, иногда совместно с греками или с уже принявшими русское подданство черкесскими племенами.


Еще в тот период, когда в 1782 г. на Кавказ прибыл генерал-поручик граф П. С. Потемкин, назначенный командующим Кавказского корпуса, на передний план были выдвинуты задачи оживления меновой торговли с горскими племенами и привлечения их на русскую сторону. Потемкин хлопочет о привлечении в новозаселенный край армян, которых он считал посредниками в торговле, уже начинавшей зарождаться кое-где в пограничных местах между русскими и горцами. В 1784 г. армяне, находящиеся в районе Кабарды, области Кумыков и Закубанья, просили разрешить им пребывание в Кавказской губернии. Учитывая это прошение, Потемкин предписал назвать место для их поселения по имени Св. Григория Армянского. «Однако,— отмечает Бутков,—это не состоялось, и армяне эти, кажется, поселились в Нахичеване, ибо в 1792 г. не было кроме Кизляра и Моздока армян в приписке по прочим городам».


Факт о переселении этих армян в Нахичеван остается неподтвержденным. Надо полагать, что оно не-состоялось. Иосиф Аргутинский, начиная еще с 1783 г. (когда он был приглашен в Георгиевск для участия в переговорах с Грузией) при поддержке графа Г. А. Потемкина устанавливает связь с черкесскими армянами и входит с ними в тайные переговоры.


По этому поводу у Лео читаем: «...Разве переговоры Иосифа с черкесскими армянами не касались поддержки русских в этих краях, или он просто хотел сблизить очеркесившихся армян с армянами?». Переговоры Аргутинского с черкесскими армянами могли иметь только одну цель: объединить, организовать армян и поселить их на русской земле.


Аргутинский разработал проект, по которому нахичеванские армяне получали южную часть Самбекской степи, а черкесские армяне—северную часть. Получив согласие графа Г. А. Потемкина, пишет X. Поркшеян, архиепископ начинает вести тайные переговоры с руководителями черкесских армян. Представители последних приглашаются в Нахичеван, где им устраивают теплую встречу. Город так понравился черкесским армянам, что они поставили на обсуждение вопрос о переселении армян в Нахичеван. Но нахнчеванцы не согласились.


То, что закубанские армяне действительно намерены были поселиться в Нахичеване, подтверждается еще одним упоминанием. У Буткова читаем: «В октябре 1791 г. во время сражения против черкесских племен армяне, обитавшие в трех селениях, лежащих у рек (одно—на Шаушеке, называемое Гаурхабл, другое—на Пшизе, называемое Адепсу-Хай, и третье—на Илье, называемое Хатукай), изъявили желание перейти в Нахичеван и отправились туда в числе 390 душ обоего пола». Как в первом случае, желание черкесских армян не осуществилось. Массовое переселение черкесских армян, дважды пытавшихся переселиться в Нахичеван (в 1784 и 1791 гг.), не удалось. Точка зрения X. Поркшеяна, будто прибывших в Нахичеван представителей черкесских армян встретили радушно, но не дали согласия на их переселение в Нахичеван не подтверждается.


X. Поркшеян ссылается на архивный документ, который, однако, касается не 90-х годов XVIII века, а более позднего периода—50—60-х годов XIX в. 200 армян и греков, проживающих среди враждебных черкесских племен, изъявили желание переселиться в Нахичеван, но магистрат Нахичевана отказал им, мотивируя тем, что приход иногороднего армянского населения в Нахичеван может иметь отрицательные последствия для коренных нахичеванцев, которые еще до этого пользовались и продолжают пользоваться привилегиями.


Следующую попытку переселиться в Нахичеван делают гяурхабльцы в 1825 году. Черкесские армяне выбирают делегатом уздена Бабасина Твелова. Приехав в Россию, в Таганрог, он обращается с просьбой о переселении к находившемуся там незадолго до своей смерти императору Александру I, от которого получает разрешение на землю у реки Самбек, близ Нахичевана. X. Поркшеян среди делегатов отмечает имя архимандрита Карапета Арцивяна, который после переговоров, опасаясь гнева темиргоевского князя Джамболата Балатокова, переселяется в Екатеринодар. Е. Шахазиз имени Карапета Арцивяна не упоминает. По неизвестным причинам императорское послание попадает в руки князя Балатокова, который предотвращает организацию переселения. Известно, что Арцивян, который в 1817 г. прибыл в Черкесию, остается у своих единоплеменников. В 1832 году он обосновывается в Екатеринодаре, а после переселения черкесских армян в Армавир он также переезжает (1840) туда.


Таким образом, хотя и было царское повеление и покровительство, осуществить само переселение оказалось нелегким. Предполагалось продвигаться разновременно, не торопясь, незаметно приблизиться к левому берегу р. Кубани, потом с помощью русских перейти границу. Осуществлению этой операции могли способствовать и те черкесские племена, среди которых жило много армян и которые для расширения скотоводства намерены были спуститься с гор на левый берег Кубани, к русским границам.


До 30-х годов XIX в. переселение армян к Черноморью и русским границам Кубани не было массовым и организованным. Начиная с 30-х годов XIX в. военное начальство Кавказа приступает к осуществлению переселения закубанских армян па русскую сторону Кубани.



* * *



Первой из Черкесии вышла группа армян, проживавших среди хатукаевскнх племен. В 1828 г. хатукаевцы принимают русское подданство. В 1830 г. хатукаевцы под предводительством князя Джаангирея Киркана со своими аулами переводятся на левый берег Кубани, к северу от русской станицы Казанской. Армяне одновременно отдельным аулом поселяются южнее Кубани, напротив станицы Казанской, в местности. называемой Ушкондушко (Ушкундипс). Переселилось 33 двора. Сохранились сведения о том, что армяне оповестили черкесов, будто они поселяются на русских границах с целью развития меновой торговли. Вскоре черкесы, узнав об истинных намерениях армян, требуют возвращения. Армяне не соглашаются и остаются па прежнем месте.

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz