Пятница, 03.05.2024, 16:10
Приветствую Вас Гость | RSS
НЛО,гороскоп,полтергейст.
Главная | Архангельск | Регистрация | Вход
Форма входа

tak/ru
Меню сайта
...


Архангельск.


Основание.

 

Вокруг Михайло-Архангельского монастыря в 1583—1584 гг. по указу царя Ивана Грозного на мысе Пур-Наволок правого берега Северной Двины двинские воеводы П. А. Нащокин и А. Н. Волохов (Залешанин) возвели деревянную крепость, своим величием производившую на прибывающих сюда иностранцев сильное впечатление. Датой основания считается 4 марта 1584И г. Первоначально крепость называлась Новый город, Новый Холмогорский город, Новохолмогоры, а с 1613 г. — Архангельский город, а только затем город получил современное наименование.

 

Город в эпоху Романовых.

 

 

В XVII веке Архангельск вступил в эпоху своего расцвета благодаря развитию торговли с Англией и другими странами Западной Европы. Эти торговые связи осуществлялись тогда путем захода морских судов в Белое море. В 20-х гг. XVII века в Архангельске сформировалась иностранная колония. В 1667 г. случился сильный пожар, от которого город так пострадал, что его пришлось отстраивать заново. В застройке преобладали деревянные здания. К наиболее заметным строениям того времени относились дом воеводы и коменданта, приказные палаты, жилые усадьбы, посадские церкви, комплекс Михайло-Архангельского монастыря. В монастыре хранилась древняя Владимирская икона Божией Матери (поступила от преосвященного Игнатия, епископа Воронежского) и золотой крест с частицей древа креста Господня (был получен от Герасима, патриарха Иерусалимского, в 1894 г.).

 

В XVII веке в Архангельске стали появляться и каменные сооружения. Первым из них стал грандиозный комплекс гостиных дворов, одновременно выполнявший функции как крепости, так и торгового сооружения. Он был построен в 1668—1684 гг. по проекту архитектора Д. Старцева и первоначально состоял из 3 смежных дворов с 6 башнями (общая длина вдоль реки 480 м).

 

С приходом петровского времени Архангельску суждено было сыграть существенную роль в становлении русского военно-морского и торгового флота. В 1693 г. при личном участии Петра I в Архангельске было основано Адмиралтейство, а на близлежащем острове Соломбала заложена верфь. В 1694 г. состоялся спуск на воду корабля «Св. Павел» — первого торгового судна, построенного в Архангельске. На этом мероприятии присутствовал великий царь-реформатор.

 

Военные действия шведского флота на Белом море заставили Петра I позаботиться и о фортификационных сооружениях в городе. По его приказу и при его участии в 1701 г. здесь началось строительство Новодвинской крепости — первой русской регулярной крепости, имеющей в плане квадратную форму и четыре бастиона по углам. 25-26 июня 1701 г. у стен строящейся крепости произошло Новодвинское сражение, в котором русские одержали первую в Северной войне победу над шведским флотом. Новодвинская крепость была сооружена в течение четырех лет. До настоящего времени от нее сохранились стены и белокаменные ворота, украшенные декором в стиле барокко.

 

В 1702 г. административное управление Поморьем переводится из Холмогор в Архангельск, а 18 декабря 1708 г. по указу Петра I он стал центром вновь образованной Архангелогородской губернии (одной из восьми губерний, на которые тогда было разделено Российское государство). В состав губернии были включены Кольский полуостров с Карельским и Поморским берегами Белого моря, а также территория от Летнего берега Онежского полуострова до Урала. Бурное развитие города было несколько заторможено в 1722 г., когда вышел царский указ о перенесении с Северной Двины на Неву всей внешнеторговой деятельности Российского государства. Несмотря на это, Архангельск и в последующие годы продолжал оставаться важным торговым центром регионального масштаба, где по-прежнему развивалось судостроение, рыболовство, торговля лесом, заготовка которого интенсивно велась в окрестностях.

 

 

В 1762 году Екатерина II сняла ограничения на внешнюю торговлю через Архангельск(таким образом Архангельск в своих торговых правах был уравнен с Санкт-Петербургом), все же сохранив более высокую торговую пошлину. В 1780 г. Архангелогородская губерния преобразована в Архангельскую область в составе Вологодского наместничества, но такое положение сохранялось всего четыре года, и уже в 1784 г. Архангельск стал административным центром самостоятельного Архангельского наместничества. С 1794 г. застройка города стала вестись по регулярному плану, согласно которому были сформированы параллельные набережной широкие улицы. По указу Павла I от 12 декабря 1796 г. была образована Архангельская губерния, просуществовавшая как самостоятельная административная единица вплоть до 1929 года.

 

 Вид города Архангельска в 1826 году. Часть набережной с церковью Святой Троицы. Картина русского художника В. Галямина

 

Город уже не вернул себе статус главного порта России, хотя в период наполеоновских войн и в связи с так называемой континентальной блокадой Великобритании в 1807—1813 годах Архангельск испытал новый экономический подъем, так как был в то время единственным в России портом, куда могли поступать колониальные товары. Город продолжал оставаться одним из крупных кораблестроительных центров. Так, на его верфях под контролем М. П. Лазарева, его будущего капитана, в 1826 году был построен 74-пушечный линейный корабль «Азов», первым в российском флоте получивший Георгиевский флаг и вымпел за героическое участие в Наваринском сражении. В начале XIX века около 220 промышленных заведений (лесопильные, парусные, канатные, цепные и др.).

 

С 1838 года в городе издавалась газета «Архангельские губернские ведомости». В 1846 году в городе открылся театр. В городе открылись музеи — Городской публичный (основан в 1859 году), Палаты государственных имуществ (1852), рыбопромышленный Крайнего Севера.

 

В мае 1869 года указом императора Александра Николаевича архангельским губернатором был назначен Качалов Николай Александрович. Но прежде чем отправиться к месту нового назначений Н. А. Качалов сопровождал, по желанию Наследника Цесаревича, Его Высочество в поездке Его с Цесаревною и с Великим Князем Алексеем Александровичем, через Москву, Нижний Новгород, Царицын и Донскую область в Крым. Царь дал ему поручение — обратить особенное внимание на экономическое положение Архангельского края и представить свои соображения о местных нуждах. В Архангельск Н. А. Качалов прибыл осенью 1869 года и всю зиму посвятил объездам и изучению своей губернии; в феврале 1870 года он был в Петербурге и лично представил Государю доклад, удостоившийся полного одобрения. Н. А. Качалов до смерти состоял членом совета министра финансов и в 1885 году был назначен председателем комиссии для выработки плана развития Архангельской губернии. К заслугам Качалова можно отнести формирование первого морского пароходства.

 

 

В конце XIX — начале XX века Архангельск превратился в крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр страны. В 1914 году в городе 26 лесопильных заводов, на которых работало 11 тысяч рабочих. В 1898 году Архангельск связан с Москвой железнодорожной веткой (через Вологду). К этому времени население города составило 20 тысяч человек.

 

Город служил также важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути. От причалов порта отправились свыше 200 полярных исследовательских экспедиций, в том числе В. Я. Чичагова, Ф. П. Литке, В. А. Русанова, П. К. Пахтусова, Г. Я. Седова. В 1908 году основано общество изучения Русского Севера (издавало «Известия...»). В 1915 году при Управлении Архангельского торгового порта открыто Ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск.

 

В годы Первой мировой войны через Архангельск шли поставки военного снаряжения из Западной Европы и США. Грузооборот порта вырос в 20 раз. В 1915-16 для продления навигации в зимнее время в городе построен аванпорт «Экономия» с 18 причалами (грузооборот около 2 миллионов тонн в год).

 

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz