Вокруг Михайло-Архангельского монастыря в 1583—1584 гг. по
указу царя Ивана Грозного на мысе Пур-Наволок правого берега Северной Двины
двинские воеводы П. А. Нащокин и А. Н. Волохов (Залешанин) возвели деревянную
крепость, своим величием производившую на прибывающих сюда иностранцев сильное
впечатление. Датой основания считается 4 марта 1584И г. Первоначально крепость
называлась Новый город, Новый Холмогорский город, Новохолмогоры, а с 1613 г. — Архангельский
город, а только затем город получил современное наименование.
Город в эпоху Романовых.
В XVII веке Архангельск вступил в эпоху своего расцвета
благодаря развитию торговли с Англией и другими странами Западной Европы. Эти
торговые связи осуществлялись тогда путем захода морских судов в Белое море. В
20-х гг. XVII века в Архангельске сформировалась иностранная колония. В 1667 г. случился сильный
пожар, от которого город так пострадал, что его пришлось отстраивать заново. В
застройке преобладали деревянные здания. К наиболее заметным строениям того
времени относились дом воеводы и коменданта, приказные палаты, жилые усадьбы,
посадские церкви, комплекс Михайло-Архангельского монастыря. В монастыре
хранилась древняя Владимирская икона Божией Матери (поступила от преосвященного
Игнатия, епископа Воронежского) и золотой крест с частицей древа креста
Господня (был получен от Герасима, патриарха Иерусалимского, в 1894 г.).
В XVII веке в Архангельске стали появляться и каменные
сооружения. Первым из них стал грандиозный комплекс гостиных дворов,
одновременно выполнявший функции как крепости, так и торгового сооружения. Он
был построен в 1668—1684 гг. по проекту архитектора Д. Старцева и первоначально
состоял из 3 смежных дворов с 6 башнями (общая длина вдоль реки 480 м).
С приходом петровского времени Архангельску суждено было
сыграть существенную роль в становлении русского военно-морского и торгового
флота. В 1693 г.
при личном участии Петра I в Архангельске было основано Адмиралтейство, а на
близлежащем острове Соломбала заложена верфь. В 1694 г. состоялся спуск на
воду корабля «Св. Павел» — первого торгового судна, построенного в
Архангельске. На этом мероприятии присутствовал великий царь-реформатор.
Военные действия шведского флота на Белом море заставили
Петра I позаботиться и о фортификационных сооружениях в городе. По его приказу
и при его участии в 1701 г.
здесь началось строительство Новодвинской крепости — первой русской регулярной
крепости, имеющей в плане квадратную форму и четыре бастиона по углам. 25-26
июня 1701 г.
у стен строящейся крепости произошло Новодвинское сражение, в котором русские
одержали первую в Северной войне победу над шведским флотом. Новодвинская
крепость была сооружена в течение четырех лет. До настоящего времени от нее
сохранились стены и белокаменные ворота, украшенные декором в стиле барокко.
В 1702 г.
административное управление Поморьем переводится из Холмогор в Архангельск, а
18 декабря 1708 г.
по указу Петра I он стал центром вновь образованной Архангелогородской губернии
(одной из восьми губерний, на которые тогда было разделено Российское
государство). В состав губернии были включены Кольский полуостров с Карельским
и Поморским берегами Белого моря, а также территория от Летнего берега
Онежского полуострова до Урала. Бурное развитие города было несколько
заторможено в 1722 г.,
когда вышел царский указ о перенесении с Северной Двины на Неву всей
внешнеторговой деятельности Российского государства. Несмотря на это,
Архангельск и в последующие годы продолжал оставаться важным торговым центром
регионального масштаба, где по-прежнему развивалось судостроение, рыболовство,
торговля лесом, заготовка которого интенсивно велась в окрестностях.
В 1762 году Екатерина II сняла ограничения на внешнюю
торговлю через Архангельск(таким образом Архангельск в своих торговых правах
был уравнен с Санкт-Петербургом), все же сохранив более высокую торговую
пошлину. В 1780 г.
Архангелогородская губерния преобразована в Архангельскую область в составе
Вологодского наместничества, но такое положение сохранялось всего четыре года,
и уже в 1784 г.
Архангельск стал административным центром самостоятельного Архангельского
наместничества. С 1794 г.
застройка города стала вестись по регулярному плану, согласно которому были
сформированы параллельные набережной широкие улицы. По указу Павла I от 12
декабря 1796 г.
была образована Архангельская губерния, просуществовавшая как самостоятельная
административная единица вплоть до 1929 года.
Вид города
Архангельска в 1826 году. Часть набережной с церковью Святой Троицы. Картина
русского художника В. Галямина
Город уже не вернул себе статус главного порта России, хотя
в период наполеоновских войн и в связи с так называемой континентальной
блокадой Великобритании в 1807—1813 годах Архангельск испытал новый
экономический подъем, так как был в то время единственным в России портом, куда
могли поступать колониальные товары. Город продолжал оставаться одним из
крупных кораблестроительных центров. Так, на его верфях под контролем М. П.
Лазарева, его будущего капитана, в 1826 году был построен 74-пушечный линейный
корабль «Азов», первым в российском флоте получивший Георгиевский флаг и вымпел
за героическое участие в Наваринском сражении. В начале XIX века около 220
промышленных заведений (лесопильные, парусные, канатные, цепные и др.).
С 1838 года в городе издавалась газета «Архангельские
губернские ведомости». В 1846 году в городе открылся театр. В городе открылись
музеи — Городской публичный (основан в 1859 году), Палаты государственных
имуществ (1852), рыбопромышленный Крайнего Севера.
В мае 1869 года указом императора Александра Николаевича
архангельским губернатором был назначен Качалов Николай Александрович. Но
прежде чем отправиться к месту нового назначений Н. А. Качалов сопровождал, по
желанию Наследника Цесаревича, Его Высочество в поездке Его с Цесаревною и с
Великим Князем Алексеем Александровичем, через Москву, Нижний Новгород, Царицын
и Донскую область в Крым. Царь дал ему поручение — обратить особенное внимание
на экономическое положение Архангельского края и представить свои соображения о
местных нуждах. В Архангельск Н. А. Качалов прибыл осенью 1869 года и всю зиму
посвятил объездам и изучению своей губернии; в феврале 1870 года он был в
Петербурге и лично представил Государю доклад, удостоившийся полного одобрения.
Н. А. Качалов до смерти состоял членом совета министра финансов и в 1885 году
был назначен председателем комиссии для выработки плана развития Архангельской
губернии. К заслугам Качалова можно отнести формирование первого морского
пароходства.
В конце XIX — начале XX века Архангельск превратился в
крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр страны. В 1914 году в городе
26 лесопильных заводов, на которых работало 11 тысяч рабочих. В 1898 году
Архангельск связан с Москвой железнодорожной веткой (через Вологду). К этому
времени население города составило 20 тысяч человек.
Город служил также важной базой для освоения Арктики и
налаживания судоходства по Северному морскому пути. От причалов порта
отправились свыше 200 полярных исследовательских экспедиций, в том числе В. Я.
Чичагова, Ф. П. Литке, В. А. Русанова, П. К. Пахтусова, Г. Я. Седова. В 1908
году основано общество изучения Русского Севера (издавало «Известия...»). В
1915 году при Управлении Архангельского торгового порта открыто Ледокольное
бюро, в составе которого было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших
начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку
судов от горла Белого моря в Архангельск.
В годы Первой мировой войны через Архангельск шли поставки
военного снаряжения из Западной Европы и США. Грузооборот порта вырос в 20 раз.
В 1915-16 для продления навигации в зимнее время в городе построен аванпорт
«Экономия» с 18 причалами (грузооборот около 2 миллионов тонн в год).