Пятница, 03.05.2024, 12:38
Приветствую Вас Гость | RSS
НЛО,гороскоп,полтергейст.
Главная | НОВГОРОД | Регистрация | Вход
Форма входа

tak/ru
Меню сайта
...

                            

Великий Новгород и ростовский сказочник Александр Артынов.

                             

Культура Великого Новгорода, несомненно, уникальна, и «Сказания Великого Новгорода, записанные купцом Артыновым» открывают еще одну грань. Ростовский литератор и собиратель фольклора Александр Алексеевич Артынов (1813 –1896 гг.) всю свою жизнь собирал и записывал фольклор.

 

Более тысячи лет тому назад на берегу Волхова среди дубовых рощ возник Великий Новгород, краса и слава русской вольницы. Его построили древние славяне, которые жили общинным строем, сообща обрабатывали землю, охотились, ловили рыбу, занимались промыслами и торговлей. Скандинавские сказы рассказывают, что поначалу где-то в истоках Волхова, ближе к Ильмень-озеру, на островном холме был построен укрепленный городок и возле него – Великий Словенск. Словене выбирали на вече своих старейшин, которые справедливо и мудро правили ими по законам вечевой республики. Один из таких старейшин, Гостомысл, жил в первой половине IХ века, и были у него три дочери. На средней из них как будто бы был женат конунг Рюрик, из рода Шёлдунг, правивший в г.Хедебю (Дания). В то время шведы («варяги») напали на Новгород и завоевали его, но новгородцы восстали и изгнали шведов «за море» (859год). Гостомысл умер вскоре после того (861 год) и завещал Новгородским словенам на княжение пригласить для защиты от шведов Рюрика. Так они и сделали. 8 сентября 862 года конунг Рюрик прибыл в Новгород на 160 кораблях и установил свое владычество как князь Новгородский. С тех пор начались «исторические времена».

 

Свободолюбивые новгородцы восстали во главе с богатырем Бисопегом и Вадимом Храбрым, либо женатым на одной из дочерей Гостомысла либо бывшим сыном одной из них. Но князь Рюрик жестоко подавил восстание и наказал мятежников. В 879 году он умер и престолунаследовал двухлетний его сын Ингварь от второй жены – норвежки Ефанды ( первая жена – Умила – давно умерла), а регентом при нем стал брат Ефанды – Хельг из Халоголанда, а по-русски – князь Олег Вещий. Последний вскоре оставил Новгород и пошел войной на Киев. Завоевав его в 882 году, он основал Древнерусское Киевское государство, в котором Новгородская вечевая боярско-купеческая республика занимала независимое положение: она приглашала к себе князей из южной и северо-восточной руси в качестве наместников, подчиненных Новгородскому вечу. Новгородская республика просуществовала 600 лет, отстаивая свою свободу от притязаний великокняжеской власти Владимира и Москвы, пока не была покорена в 1478 году великим князем Иваном Ш.

 

Это было замечательное «государство в государстве», или Республика Святой Софии Премудрости Божией, во главе с архиепископом Новгородским, с вечем, посадниками, тысяцкими, кончанскими старостами, архимандритами крупнейших монастырей. Все они составляли «Совет господ», или «300 знатных кушаков», которые правили богатейшим государством, простиравшимся от Новгородского(Финского) залива Балтики до Рифейских гор (Урала). Корабли древних новгородцев ходили на Новую Землю и Шпицберген, в Норвегию, Швецию, Данию, Германию, Польшу. «Господин Великий Новгород» входил в знаменитый Ганзейский торговый союз.

Новгородская Русь.

         

Территория Великого Новгорода занимала обширный угол северо-западной Руси и с течением времени распространялась все далее и далее на север и северо-восток, доходя до Белого моря и переходя на востоке за Уральский хребет.

 

Делилась на земли, ближайшие к Н. (5 пятин: Водскую, около Ладожского озера; Обонежскую, до Белого моря; Бежецкую, до Мсты; Деревскую, до Ловати; Шелонскую, от Ловати до Луги) и так наз. новгородские волости: Заволочье, по Сев . Двине от Онеги до Мезени, Пермь — по Вычегде и верх. Каме, Печору — по р. Печоре до Уральского хребта и Югру — за Уральским хребтом.

 

Центром новгородской земли были окрестности оз. Ильменя и Ладожского. Большая часть этой страны представляет холмистую возвышенность; она может быть разделена на две части — сев.-вост., наполненную лесами и стоячими водами, находящуюся под влиянием сев. ветров, с особенно неплодородной почвой, и юго-зап., более возвышенную, сухую и относительно плодородную. Новгородские волости можно разделить на три части: западную, до р. Онеги, с гнейсовой, гранитной и сланцевой подпочвой, со множеством озер и короткими реками; восточную — Печорский край к З от Тиманского хребта (за исключением каменистых горных хребтов — почти сплошная тундра, без древесной растительности); среднюю — между Онегой и Мезенью, где горные кряжи не мешают сообщению, а Онега, Сев. Двина и Мезень с их притоками связывают между собой части края, отличающегося более благодарной почвой, пригодной на Ю даже для земледелия. Все это пространство было заселено финскими племенами, находившимися на разных ступенях культуры и стоявшими в различных отношениях к Н.

 

Нынешняя СПб. губ. (Водская пятина) была населена водью и ижорой, которые издавна находились в тесной связи с Н. Емь, жившая в южной Финляндии, была обыкновенно во вражде с новгородцами и более склонялась на сторону шведов, тогда как соседняя карела обыкновенно держалась Н. Издавна Н. приходил в столкновения с чудью, населявшей нынешние Лифляндию и Эстляндию; с этой чудью у новгородцев идет постоянная борьба, которая позднее переходит в борьбу новгородцев с ливонскими рыцарями. Заволочье (см.) было населено финскими племенами, известными под общим именем заволоцкой чуди; позднее в этот край устремились новгородские колонисты. Терский берег (Тер, Тре) населен был лопарями (лопь).

 

Далее на. СВ жили пермяки (Пермь) и зыряне (Печора); кажется, что здесь новгородцы ограничивались только сбором дани, так же как и в Югре (Зауралье). Ядро славянских поселений было около оз. Ильменя и по р. Волхову. Вопрос о том, откуда пришли сюда славяне и к какому из славянских племен они принадлежали, решался различно: большая часть исследователей отождествляет ильменских славян с кривичами, другие сближают их с южно-русами и даже с балтийскими славянами. Из начальной летописи известно только, что в IX в. около Ильменя жило особое племя, называвшееся просто славянами и имевшее город Н.

IX век

      

По преданию, переданному той же летописью, в IX стол. заморские варяги брали дань на чуди, ильменских славянах, мери, веси и кривичах, которые восстали и изгнали своих поработителей, но не удалились между собой и призвали к себе князей из варягов-руси.

 

Явились три князя: Рюрик, Синеус и Трувор с дружиной и поселились 1-й в Ладоге, 2-й на Белоозере, 3-й в Изборске. По смерти младших братьев, Рюрик завладел их землями, переселился в Н. и начал раздавать города своим дружинникам (Ростов, Полоцк, Белоозеро). О том, кто были призванные варяги, существуют различные мнения (см. Варяжский вопрос). Самое существование трех братьев и факт их призвания подвергаются сомнению.

 

Далее, летопись рассказывает, что преемник Рюрика Олег ушел из Н. на Ю, обложив новгородцев данью в 300 гривен, часть которой шла на содержание дружины, оставшейся в Н. Затем летописные известия о Н. на время прекращаются: сохранилось только краткое известие о том, что Ольга установила в новгородской земле дани, откуда видно, что Н. признавал в эту пору власть киевской княгини. Позднее новгородцы потребовали себе у Святослава в князья одного из его сыновей, угрожая, в случае отказа, найти себе князя в другом месте. Святослав отпустил к ним Владимира. Когда, после смерти Святослава, старший сын его Ярополк убил брата Олега и завладел его уделом, Владимир, не надеясь, вероятно, на новгородцев, бежал за море к шведам, а в Н. явились посадники Ярополка. Владимир возвратился с варягами, победил брата и овладел Киевом; Н. остался в зависимости от Владимира и платил ему дань. В княжение Владимира в Н. введено было христианство, которое встретило здесь сильное сопротивление, не имея той подготовленной почвы, какая была в Киеве.

Х век

   

 При Владимире же в Н. была учреждена епископская кафедра. Владимир посадил в Новгороде старшего сына Вышеслава, а после его смерти — другого сына, Ярослава. Последний не отсылал отцу новг. дани, и Владимир перед смертью готовился к походу на Н. Ярослав призвал на помощь варягов, которые своими насилиями вывели новгородцев из терпения и были ими перебиты. Князь отомстил за союзников, созвав обманом к себе вожаков восстания и изрубив их. На следующий день Ярослав получил известие об избиении братьев Святополком: он явился на вече, покаялся перед новгородцами за убийство их братий и просил поддержки. Новгородцы простили князя, энергично помогали ему в борьбе за Киев и получили от Ярослава в награду не дошедшие до нас грамоты, содержавшие в себе льготы, по мнению одних — финансовые, по мнению других — политические. С этих пор Н. в значительной степени освобождается от власти Киева, и хотя здесь чаще всего княжат старшие сыновья киевского князя, но уже с XI в. являются князья и по свободному призванию народа. Князья редко засиживались подолгу в Н. Обыкновенно они скоро уходили на Ю, где в Х — XII стол. сосредоточивалась политическая жизнь Руси. Часто новгородцы сами прогоняли или не принимали неугодных им князей. Так, когда внук Мономаха Всеволод Мстиславич ушел из Н. на Ю и потом, потерпев там неудачу, возвратился в Н., новгородцы его не приняли, выставив против него целый ряд обвинений. Впрочем, Мстиславичи пользовались вообще большим расположением новгородцев, особенно Изяслав Мстиславич, который был типичным земским князем, но новгородцы не забывали из-за симпатий к князю собственных интересов. Во время междоусобий Мономаховичей и Ольговичей и последовавшей затем борьбы Изяслава Мстиславича с Юрием Суздальским новгородцы берут себе князя то из одной, то из другой группы враждующих князей, смотря по тому, кто для них оказывался в данную минуту выгоднее, вследствие чего князья в это время сменяются в Н. очень часто.

SB-MONEY.RU - рейтинг сайтов электронной коммерции и заработка для вебмастеров Яндекс.Метрика
Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz