Герб
Современный герб утвержден в июне 2003 года. На щите, разделенном на 2 части, в верхней расположен Томский герб: на зеленом поле изображена белая скачущая лошадь. В нижней части герба на голубом фоне среди горных пород дымящаяся печь - символ сереброплавильного производства.
Флаг
Флаг Барнаула - в центре голубого полотнища расположен герб города.
Барнаул.
Демидовский период (1730—1745).
Исследователи связывают основание Барнаула с началом строительства медеплавильного завода Акинфия Демидова, получившего земли в аренду от государства. Известно, что именно в 1730 г. Демидов перевел на Алтай 200 приписных крестьян для закладки заводов. 29 сентября 1739 г. было начато строительство Барнаульского завода. В том же году был проложен отводной канал и построена плотина. Почти сразу после основания Барнаула в 1741 году, на территории, где позднее расположился парк, планировалось возведение крепости с деревянным кремлём, которая должна была защищать Барнаульский сереброплавильный завод. Однако этот проект не был осуществлён по финансовым причинам, а также из-за отсутствия реальной внешней угрозы. Вместо крепости 4 октября 1772 года было принято решение об открытии в этом месте Нагорного кладбища. Рядом разместились Татарское и Протестантское кладбища. За полтора века здесь были похоронены многие известные горожане, учёные, общественные деятели, купцы, исследователи Алтая. Деревня Усть-Барнаульская, отстоявшая от заводской плотины всего на 2 версты, была приписана к заводу в 1742 г. Позднее Демидов в тайне от императорской фамилии начал выплавлять золото и серебро, о чем узнали в Петербурге.
Кабинетский период (1747—1883).
В 1749 г. канцелярия горного округа с согласия Кабинета ее императорского величества была перенесена из Колывани на Барнаульский завод (последний переходит в собственность Романовых, начинается т. н. кабинетский период). В 1750 г. на Барнаульском заводе действовали уже 17 печей, вместо 2 печей и 7 горнов, работавших при Демидове. В город едут горные офицеры и инженеры с Урала для выплавки руд и её первичной обработки. Одним из таких был и талантливый изобретатель Иван Ползунов. В 1763 г. он представил проект «огнедышащей машины» — первой паровой машины в мире, и в 1766 г. на берегу реки Барнаулки прошли ее испытания.
В 1771 Барнаул получает статус «горного города» (позднее в 1846 году появился свой герб, на котором были изображены белая скачущая лошадь и действующая сереброплавильная печь. Эта печь — символ горного производства, подчёркивала главное богатство города — серебро, а лошадь изображалась на гербе Томской губернии, в состав которой входил тогда Алтайский округ). А для подготовки необходимых кадров в 1779 г открыто горное училище — первое в Сибири.
В этот век Барнаул развивался на территории, ограниченной с востока и юго-востока рекой Обью, а с юго-запада и запада ленточным бором. С северной стороны таких естественных рубежей не было. Северная граница обозначалась на планах Барнаула 1786, 1826 и 1837 годов прямой линией, параллельной улицам. Эта черта не могла остановить городскую застройку, которая стала постепенно раширяться на север.
Несмотря на отдалённость от центра России, Барнаул рос и развивался: в 1835 году жителей в городе было более 9 тыс. человек. Застройка кварталов шла под влиянием архитектуры Петербурга. К середине XIX века в городе было 33 улицы и переулка, 1725 домов (из них 15 каменных), пять церквей, в том числе лютеранская. О высокой культуре жителей — офицеров, чиновников, инженеров, купцов, промышленников — говорит заметка П. П. Семенова-Тян-Шанского: «Барнаул… был, бесспорно, самым культурным уголком Сибири, и я прозвал его сибирскими „Афинами"».
Город становится крупным культурным и научно-техническим центром России. В 1764 году открывается техническая библиотека с фондом 7 тыс. томов. В 1786 г. в архивных документах упоминается Барнаульский «театральный дом». А в 1827 г. открывается первая типография. П. К. Фролов организовывает Краеведческий музей — один из первых в Сибири.
Пример деревянного зодчества.
В XIX веке город посещали со своими экспедициями всемирно известные писатели, путешественники и ученые: Ф. М. Достоевский, А. Гумбольдт, К. Ф. Ледебур, А. Э. Брем. Они оставили в своих дневниках впечатления о городе, поразившем их своим великолепием, высокообразованным обществом горных инженеров и офицеров, существованием таких культурных учреждений, как любительский театр, музей, библиотеки.
В XVIII—XIX вв. с Барнаулом были связаны судьбы замечательных изобретателей и ученых, в первую очередь это И. И. Ползунов, построивший в 1763—1766 гг. первый в мире паро-атмосферный двигатель непрерывного действия. Здесь же работали строитель чугунно-рельсовой дороги, инженер и общественный деятель П. К. Фролов, металлург, раскрывший тайну булата, П. П. Аносов.
В XVIII — первой половине XIX веков на Алтае выплавляли 90 процентов российского серебра — по 1000 пудов в год. Барнаульский сереброплавильный завод по праву считался самым крупным — на нём действовало 13 плавильных печей, дававших около 450 пудов серебра ежегодно. Поэтому не случайно Барнаул за короткое время году из небольшого заводского посада стал одним из крупнейших городов в Сибири.
По данным административного учета , население города к 1870-м годам составляло 13-14 тыс. человек, из которых 30-45 % приходилось на военных, чиновников и членов их семей.
Купеческий период (1883—1917)
Фрагмент плана города Барнаула, выполненного чертежником Е. Ереминым в 1894 году.
Отмена крепостного права, истощение природных ресурсов, неспособность заводского руководства работать в новых условиях, привели к упадку горного производства и закрытию в 1893 году Барнаульского завода. Но в это же время город становится крупным торговым центром развивающегося сельскохозяйственного региона. В городе того времени существует кожевенное, свечное, кирпичное, пивоваренное, содовое, шубное, лесопильное и другие производства. Это позволило выйти барнаульским товарам не только на российский, но и на международный рынок.
С 1880 года граница городских земель проходила по Малой Алтайской улице (сейчас им. В. П. Чкалова). Однако к концу XIX века появились 3-я, 4-я, 5-я и 6-я Алтайские улицы, формально расположенные запределами Барнаула. Увеличение численности населения делало необходимым расширение территории города. В августе 1910 года император Николай II подписал указ о предоставлении в собственность Барнаулу земель Кабинета его императорского величества за выкуп.
В начале 1915 года состоялось открытие Алтайской железной дороги, что еще больше подтолкнуло развитие города, население которого уже насчитывало 40 тыс. человек. И уже в мае 1915 года Барнаульская дума обсудила и одобрила новый план развития города.
Социальная сфера того времени развивалась благодаря купцам-меценатам и общественным деятелям города. В 1893 г. В. К. Штильке организовывает Общество попечения о начальном образовании и к 1910 году в Барнауле уже насчитывается 29 учебных заведений. В 1895 г. строится Богородице-Казанский женский монастырь. А в 1899 г. открыта Городская больница. Проходят первые сеансы «синематографа». Городская дума в 1914 г. постановила закрыть все пятнадцать домов терпимости.
2 мая 1917 года в Барнауле произошел грандиозный пожар. Выгорело 60 кварталов. Без крова остались до 20 тыс. человек, погибло 34 человека. От пожара 1917 года сильно пострадала городская архитектура, в пожаре погибли многие здания, особенно деревянные постройки.