Архангельск.
Основание.
Вокруг Михайло-Архангельского монастыря в 1583—1584 гг. по
указу царя Ивана Грозного на мысе Пур-Наволок правого берега Северной Двины
двинские воеводы П. А. Нащокин и А. Н. Волохов (Залешанин) возвели деревянную
крепость, своим величием производившую на прибывающих сюда иностранцев сильное
впечатление. Датой основания считается 4 марта 1584И г. Первоначально крепость
называлась Новый город, Новый Холмогорский город, Новохолмогоры, а с
Город в эпоху Романовых.
В XVII веке Архангельск вступил в эпоху своего расцвета
благодаря развитию торговли с Англией и другими странами Западной Европы. Эти
торговые связи осуществлялись тогда путем захода морских судов в Белое море. В
20-х гг. XVII века в Архангельске сформировалась иностранная колония. В
В XVII веке в Архангельске стали появляться и каменные
сооружения. Первым из них стал грандиозный комплекс гостиных дворов,
одновременно выполнявший функции как крепости, так и торгового сооружения. Он
был построен в 1668—1684 гг. по проекту архитектора Д. Старцева и первоначально
состоял из 3 смежных дворов с 6 башнями (общая длина вдоль реки
С приходом петровского времени Архангельску суждено было
сыграть существенную роль в становлении русского военно-морского и торгового
флота. В
Военные действия шведского флота на Белом море заставили
Петра I позаботиться и о фортификационных сооружениях в городе. По его приказу
и при его участии в
В
В 1762 году Екатерина II сняла ограничения на внешнюю
торговлю через Архангельск(таким образом Архангельск в своих торговых правах
был уравнен с Санкт-Петербургом), все же сохранив более высокую торговую
пошлину. В
Вид города Архангельска в 1826 году. Часть набережной с церковью Святой Троицы. Картина русского художника В. Галямина
Город уже не вернул себе статус главного порта России, хотя в период наполеоновских войн и в связи с так называемой континентальной блокадой Великобритании в 1807—1813 годах Архангельск испытал новый экономический подъем, так как был в то время единственным в России портом, куда могли поступать колониальные товары. Город продолжал оставаться одним из крупных кораблестроительных центров. Так, на его верфях под контролем М. П. Лазарева, его будущего капитана, в 1826 году был построен 74-пушечный линейный корабль «Азов», первым в российском флоте получивший Георгиевский флаг и вымпел за героическое участие в Наваринском сражении. В начале XIX века около 220 промышленных заведений (лесопильные, парусные, канатные, цепные и др.).
С 1838 года в городе издавалась газета «Архангельские губернские ведомости». В 1846 году в городе открылся театр. В городе открылись музеи — Городской публичный (основан в 1859 году), Палаты государственных имуществ (1852), рыбопромышленный Крайнего Севера.
В мае 1869 года указом императора Александра Николаевича архангельским губернатором был назначен Качалов Николай Александрович. Но прежде чем отправиться к месту нового назначений Н. А. Качалов сопровождал, по желанию Наследника Цесаревича, Его Высочество в поездке Его с Цесаревною и с Великим Князем Алексеем Александровичем, через Москву, Нижний Новгород, Царицын и Донскую область в Крым. Царь дал ему поручение — обратить особенное внимание на экономическое положение Архангельского края и представить свои соображения о местных нуждах. В Архангельск Н. А. Качалов прибыл осенью 1869 года и всю зиму посвятил объездам и изучению своей губернии; в феврале 1870 года он был в Петербурге и лично представил Государю доклад, удостоившийся полного одобрения. Н. А. Качалов до смерти состоял членом совета министра финансов и в 1885 году был назначен председателем комиссии для выработки плана развития Архангельской губернии. К заслугам Качалова можно отнести формирование первого морского пароходства.
В конце XIX — начале XX века Архангельск превратился в крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр страны. В 1914 году в городе 26 лесопильных заводов, на которых работало 11 тысяч рабочих. В 1898 году Архангельск связан с Москвой железнодорожной веткой (через Вологду). К этому времени население города составило 20 тысяч человек.
Город служил также важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути. От причалов порта отправились свыше 200 полярных исследовательских экспедиций, в том числе В. Я. Чичагова, Ф. П. Литке, В. А. Русанова, П. К. Пахтусова, Г. Я. Седова. В 1908 году основано общество изучения Русского Севера (издавало «Известия...»). В 1915 году при Управлении Архангельского торгового порта открыто Ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск.
В годы Первой мировой войны через Архангельск шли поставки военного снаряжения из Западной Европы и США. Грузооборот порта вырос в 20 раз. В 1915-16 для продления навигации в зимнее время в городе построен аванпорт «Экономия» с 18 причалами (грузооборот около 2 миллионов тонн в год).