Пятница, 22.11.2024, 05:37
Приветствую Вас Гость | RSS
НЛО,гороскоп,полтергейст.
Главная | ВЛАДИМИР | Регистрация | Вход
Форма входа

tak/ru
Меню сайта
...

                     

                            Основание Владимира.

На высоком берегу Клязьмы, по обеим берегам р.Лыбедь расположен древний русский город Владимир. В XIX в. он был еще разделен на две части: городскую (кремль, Китай-город, Белый город) и Залыбенскую (собственно предместье города).

 

Основание Владимира относят к 1108 г. и приписывают Владимиру Мономаху. В летописях впервые упоминается под 1151 г., когда Андрей Юрьевич Боголюбский ушел тайно от отца из Вышеграда с иконой Богоматери в свою вотчину и навсегда избрал Владимир своей резиденцией. Будучи владетелем княжеств Владимирского, Суздальского и Ростовского, в 1157 г. принял титул великого князя.

 

Город быстро расцветал. В 1158 г. была возведена церковь Богородицы (ныне Успенский собор) из белого камня. При Всеволоде III, княжившем с 1176 по 1212 г., построен Дмитриевский собор — краса и гордость русского зодчества. Поднялись также Рождественский монастырь (впоследствии архиерейский дом) и Успенский девичий монастырь. Появились многочисленные деревянные церкви, которые порой уничтожались пожарами. В 1185 г. в огне погибло 32, а в 1193 г.— еще 14 церквей.

 

Но самое страшное разорение Владимира произошло в 1237 г., когда в княжение князя Георгия Всеволодовича к городу подступили войска хана Батыя. На берегах Сити в битве с монголо-татарами в 1238 г. погиб и сам Георгий.

 

Владимир оставался первопрестольным русским городом до 1328 г., пока не уступил первенство Москве.

 

В 1708 г. он был приписан к Московской губернии, в 1719 г. стал провинциальным городом Владимирской провинции, с 1778 г. он губернский центр Владимирской губернии и, наконец, с 1944 г. является областным центром.

 

Расцвет Владимира приходится на XII — XIII вв. Здесь сложилась школа зодчества и живописи, велось летописание. Уступив Москве роль общерусского политического центра, Владимир долгое время оставался религиозным центром, в нем находилась резиденция русских митрополитов. В Успенском соборе покоятся тела всех князей Владимирских, из которых к лику святых причислены Андрей Боголюбский, сын его Глеб и Георгий Всеволодович.

 

В середине XIX в. во Владимире проживало около 13 тыс. человек. В городе были гостиный двор, театр, гимназия, семинария и другие учебные заведения.

 

Развивалась промышленность города. В I860 г. в нем открылись 26 фабрик и заводов. Среди них бумаго-ткацкая, табачная, экипажная фабрики, красильный, мыловаренный, кожевенный заводы.

 

Торговля в городе отмечалась как посредственная. Кроме базаров, проводилась один раз в год с 21 по 28 мая ярмарка, известная под именем Царевоконстантиновской.

 

С давних времен владимирцы занимались садоводством. Особенной популярностью пользовалась владимирская вишня, вывозившаяся на продажу в Москву и другие юрода.

 

Современный Владимир — один из машиностроительных центров. Здесь выпускают продукцию тракторный завод, предприятия приборостроения. Развита также химическая промышленность, легкая и пищевая.

 

Железная дорога связывает Владимир с Москвой и Муромом. Тут проходила знаменитая «Владимирка» — ссылъно-каторжный путь в Сибирь. В 1989 г. население города составляло 350 тыс. человек.

 

Владимир, один из известных исторических и культурных центров, включен в «Золотое кольцо России». Всемирный славой пользуется Владимиро-Суздальский исто-рико-художественный и архитектурный музей-заповедник.

Старинный город Владимир раскинулся на высоком левом берегу реки Клязьмы.

 

 Основал его на месте небольшого поселка земледельцев и ремесленников Владимир Мономах, увидевший здесь хорошие естественные условия для защиты Ростово-Суздальской земли. На берегах реки Клязьмы были возведены первые укрепления - земляные валы, усиленные дубовыми стенами. Повелел князь Владимир построить и княжеский двор. А новому городу дал он свое имя. После смерти Владимира на Ростово-Суздальской земле княжил его сын Юрий Долгорукий, а затем внук - Андрей Боголюбский. Последний перенес столицу Ростово-Суздальской земли из Суздаля во Владимир, хотя сам жил в Боголюбове, недалеко от нового города, в укрепленном замке. (В Суздале и Ростове по традиции сохранялись вече, а князь хотел властвовать нераздельно.) Для того чтобы поднять значение Владимира, бывшего в то время совсем небольшим городом, князь Андрей расширил и укрепил его, не жалея средств. В центре он построил несколько каменных храмов, ставших позднее эталонами при строительстве будущей столицы - Москвы.

 

 При Андрее Боголюбском вокруг города были возведены боевые укрепления с высокими деревянными стенами и бойницами, перед которыми был вырыт широкий ров. Общая длина оборонительных стен города составила 7 километров, а высота - 10 метров. Въезжали во Владимир с запада через большие ворота, названные Золотыми, а с востока - через Серебряные ворота. Присвоение главным воротам таких же названий, как в Киеве и Константинополе, свидетельствовало о великодержавных замыслах князя.

 

 В крепости были еще Волжские ворота - выход к реке Клязьме, Медные - выход к реке Лыбяди и Иринины - недалеко от Золотых ворот.

 

Золотые ворота сохранились до наших дней и стали древнейшим оборонным памятником России. Это мощное сооружение из белого камня высотой более 20 метров, прорезанное высокой аркой. Створы ворот раньше были окованы золоченой медью и виделись издалека. Золотом сверкал и купол небольшого храма, завершающего постройку. Церковь, которая издали выглядит игрушечной, на самом деле вмещает более сотни людей.

 

В 1238 г. Золотые ворота послужили владимирцам во время обороны города от монголо-татарского войска. 3 февраля 1238 г. монголы подошли к Владимиру. Сначала они потребовали сдачи, показав жителям плененного Владимира Юрьевича – брата владимирского князя. А когда услышали отказ горожан, развернули свой стан напротив Золотых ворот и начали осаду Владимира.

 

После нескольких штурмов воины хана Батыя подожгли город, а 7 февраля, разрушив стену, ворвались на улицы Владимира. Началась большая резня. Княжеская семья укрылась в городском соборе, но монголы сожгли храм, а всех живых убили.

 

 Город Владимир - центр Северо-Восточной Руси - был превращен в развалины. Жители его погибли или попали в плен. Лишь немногим удалось спрятаться в лесах.

 

Владимирцы приложили немало сил, чтобы возродить свой город. Позднее не раз еще воротам и стенам Владимира приходилось держать оборону. В городе сложилась традиция встречать у Золотых ворот победителей.

 

 Здесь чествовали героев Ледового побоища 1242 г. , участников победы на поле Куликовом в 1380 г.

 

Выстояв восемь веков, этот древний памятник сегодня украшает центр города. По крутой каменной лестнице в 64 ступени можно подняться во внутренние помещения Золотых ворот на боевую площадку и к надвратной Ризоположенской церкви, где размещается военно-исторический филиал местного музея.

 

 Центральное место в его экспозициях занимает макет - панорама штурма Золотых ворот ордами татарского хана Батыя. Военные доспехи, знамена времен Александра Суворова, бывшего когда-то командиром Владимирской дивизии, хранятся в витринах зала. О герое Шипки генерале Н. Столетове, уроженце города, рассказывает подаренная болгарами картина «Вершина Столетова на Шипкинском перевале». В музее собраны портреты Героев Советского Союза - жителей Владимирской земли, участников Великой Отечественной войны.

 

 Главная православная постройка в этом регионе – Успенский собор. Возводился он по указанию Андрея Боголюбского на высоком рельефе местности и виден издалека. Храму отводилась роль, аналогичная Софии Киевской. Образцом послужил одноименный собор Печерского монастыря в Киеве.

 

 Желание сделать Владимир новым политическим и культурным центром Руси обусловило поиски неизвестных до той поры идейно-художественных средств. Внешний облик главного храма должен был соответствовать поставленным задачам. На сооружение храма князь выделил десятую часть своих доходов и пригласил мастеров из разных земель.

 

 Ученые считают, что в сооружении Успенского собора участвовали архитекторы из Западной Европы. Они творчески использовали опыт местных строителей и традиции этой земли.

 

Храм был щедро украшен снаружи и внутри каменной резьбой, фресками, позолотой. Пожар 1185 г. уничтожил большую часть этого украшения. Восстанавливали собор русские каменщики.

 

В летописи сказано: «Уже не искали мастерову немцев». Обновленный храм имеет пять больших позолоченных глав. Внутри он стал обширнее и светлее. Сохранились детали первоначального архитектурного убранства. Через триста лет итальянец из Болоньи Аристотель Фиораванти будет зарисовывать детали этого храма для того, чтобы понять, как нужно строить главный храм в Московском Кремле.

 

В 1408 г. известные на Руси художники Андрей Рублев и Даниил Черный украсили интерьер храма фресковыми росписями и иконами.

 

 Позднее собор не раз горел, восстанавливался, но сохранил в целом облик XII в. В XIX столетии рядом с храмом появилась высокая колокольня с золоченым шпилем, возведенная на месте старой, пострадавшей во время грозы. Это сооружение стало доминирующим в силуэте города. Реставрация храма проходила и в наше время, после Великой Отечественной войны.

 

В некрополе Успенского собора похоронены великие князья владимирские: Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Всеволодович и др., а также древнерусские писатели - Симон и Серапион Владимирский.

 

 В Успенском соборе хранилась икона Владимирской Богоматери, написанная когда-то талантливым византийским художником, ставшая святыней города. На Владимирской земле стараниями князя Андрея Боголюбского распространяется культ Марии, матери Иисуса Христа, и учреждается специальный праздник в честь Покрова Богородицы.

 

По воле князя Андрея Боголюбского у слияния рек Нерли и Клязьмы - важных торговых и военных путей - была поставлена церковь Покрова на Нерли, Это первый в мире храм, посвященный празднику Покрова Богоматери. В Византии этот день тоже отмечался, но храмов в его честь не возводилось.

 

 Появление праздника объясняет легенда о том, что во времена византийского императора Льва Премудрого в константинопольском храме юродивый Андрей и его друг Епифаний увидели стоявшую в воздухе Пресвятую Деву Богородицу, которая держала над всеми присутствующими покрывало. Она объявила, что не оставит без помощи род человеческий. Андрей Боголюбский считал, что Богоматерь покровительствует и ему в делах на Суздальской земле.

 

 Храм Покрова на Нерли вошел в мировую историю культуры как памятник необычайного совершенства архитектурных форм. Высота его до купола - 20,5 м. Издали храм кажется миниатюрным, похожим на каменную игрушку. Но формы его неожиданно высокого интерьера крупномасштабны и монументальны.

 

 Поводом для строительства храма стала личная трагедия князя Андрея - в битве с Волжской Болгарией, обижавшей русских купцов, он победил, но потерял сына Изяслава. Построенная церковь стала и знаком благодарности покровительнице за помощь в битве, и памятником погибшему княжичу.

 

 Храм возвели на высоком холме, недалеко от княжеского замка. Четырехстолпная церковь из белого камня завершена одной главой. Стены украшены резным камнем. Среди рельефов встречаются изображения библейского царя Давида, считавшегося объединителем земель. Таковой представлялась и роль князя Андрея в северо-восточных районах Древней Руси. На стенах храма изображены фантастические животные, призванные охранять местных жителей от злых сил. Большое число женских лиц среди рельефов олицетворяет помощь женщин-заступниц. Изображение льва на стенах связано с символом княжеской власти.

 

Раскопки, проведенные ученым Н. Н. Ворониным в XX в., показали, что храм когда-то был окружен с трех сторон открытой аркадой, на которой располагалась обходная галерея.

 

 Об этой церкви много написано. Ее называют «белой лебедью» русской архитектуры, «красавицей», «невестой». Ученые изучают художественные приемы, с помощью которых было достигнуто это чарующее совершенство. И глядя сегодня на каменное чудо, не перестаешь удивляться тому, как тонко чувствовали древние владимирские мастера, сумевшие создать эту архитектурную поэму.

 

Еще одним уникальным памятником города Владимира стал Дмитриевский собор, построенный братом князя Андрея - Всеволодом Большое Гнездо, который стал править здесь с 1176 г.

 

 Из числа сохранившихся в России храмов XII в это самый яркий пример синтеза архитектуры и скульптуры. Собор был посвящен небесному покровителю князя - святому воину Дмитрию Солунскому (христианское имя Всеволода - Дмитрий). Наружные стены храма покрыты примерно 600 резными камнями. Рельефы занимают почти две трети площади фасада. Мотивы резьбы самые разнообразные, но композиций религиозного содержания немного. Превалируют изображения растений, птиц, зверей, сцены охоты. Исследователи называют такие изображения «звериным стилем». Его использовали и народы Востока, и народы Западной Европы, а здесь он дается в трактовке русских мастеров. Золоченый купол собора увенчан фигурным крестом и флюгером в виде голубя. Летописец записал, что собор «чудный вельми».

 

 Внутри храм украшали росписи, выполненные византийскими мастерами и их русскими помощниками. Сохранились фрагменты сцен «Страшного суда», располагающиеся под хорами. Из скульптурных украшений интерьера дошли до наших дней рельефы с изображениями больших и малых львов. Реставрационные работы храма проводились в 1834 г. и в 1952 г. (последние под руководством архитектора А. В. Столетова).

 

Жена князя Всеволода Мария основала в городе Княгинин монастырь. Он долго служил усыпальницей женщин княжеского рода. Сохранился Успенский собор этого монастыря. Возведенное в 1200-1202 гг. здание много раз перестраивалось, а потому хранит приметы русского зодчества с XIII по XIX в.

 

 Собор известен прекрасными фресками. На северной и южной его стенах изображены сцены из жизни Богородицы, в алтаре видны фигуры апостолов, а на пилонах храма, несущих своды и купол, художники поместили изображения епископов и великих князей. Есть и напоминание о расплате за грехи – сцена «Страшного суда».

 

Всеобщей известностью и почитанием пользовался на Руси Рождественский монастырь. Ему принадлежала древнейшая рукописная летопись - Лаврентьевская. Основной постройкой монастыря являлся белокаменный Рождественский собор, возведенный в 1192-1196 гг.

 

 В этом храме в 1263 г. похоронили князя - воина, защитника русских земель от врагов на севере и на юге, прекрасного дипломата Александра Невского. В 1724 г. останки его были перенесены по приказу Петра I в Санкт-Петербург. С того времени в городе на Неве появилась Александро-Невская лавра - знаменитый в России центр духовный культуры.

 

А в 1744 г. Рождественский монастырь во Владимире был упразднен, он стал архиерейским домом, где разместилась резиденция владимирских епископов.

 

В наши дни древний монастырь опять стал действующим.

 

 Две церкви XVIII в. - Святого Николы и Никитская – остались до наших дней в городской среде Владимира как примеры мастерства и вкуса архитекторов, живших в эпоху общения России с Западом. Изящные силуэты храмов свидетельствуют о таланте людей этого края. Наряду с элементами из европейского стиля барокко архитекторы использовали и приемы, ставшие традиционными для этой местности.

 

В XVIII в. за пределами Золотых ворот выросло новое поселение Владимира - Ямская слобода. Арочный проезд ворот уже не удовлетворял нужд разросшегося города. Было принято решение срыть участки валов, примыкающих вплотную к воротам, и сделать дополнительные проезды. Для укрепления ворот по четырем углам пилоны были усилены башнеобразными пристройками. Участок земли южнее Золотых ворот приобрел купец Козлов, а потому родилось название Козлов вал. Это самые древние памятники градостроительства и фортификации, сохранившиеся до наших дней.

 

 В 90-е годы XVIII в. на средства местных купцов, имевших деревянные лавки в центре города, строятся Владимирские торговые ряды - красивое сооружение, сохранившееся до наших дней.

 

В 1788 г. в одном из каменных домов в центре Владимира родился и жил будущий выдающийся флотоводец, и мореплаватель М. П.Лазарев. В 1813-1825 гг. он совершил три кругосветных плавания, в одном из которых командовал кораблем «Мирный» в экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктиду.

 

 В начале XIX в. рядом с Дмитриевским собором появилась резиденция губернатора - здание в стиле классицизма. Сейчас оно тоже используется как административное.

 

В 1826 г. во Владимире построили здание Дворянского собрания по проекту Е. Петрова - ученика известного московского архитектора М. Казакова. Сооружение стало образцом классического стиля в городе.

 

В 1839 г. во Владимире родился будущий знаменитый физик Александр Григорьевич Столетов. Род Столетовых в течение многих веков верой и правдой служил России и родному краю, Знают в мире Н. Г. Столетова - русского генерала, командовавшего болгарским ополчением в период освобождения Болгарии от турецкого ига, ставшего национальным героем болгарского народа. Сегодня в городе живут и работают наследники знаменитых Столетовых. Старинный дом известной семьи, построенный купцом Д. А. Столетовым (прадедом Александра и Николая), является примером городской застройки начала XIX в. Это небольшое деревянное здание на каменном полуэтаже.

 

 Во второй половине XIX в., когда архитекторы России пытались создать новый русский стиль, в городе появилось здание технического училища (арх. А, Максимова). Оно стало одним из наиболее удачных построек того времени. В таком же стиле было построено в 1900 г. здание для городского Исторического музея (арх. П. Беген). Инициатором его постройки была Владимирская ученая архивная комиссия.

 

С 1838 по 1840 г. во Владимире в ссылке находился будущий известный в России писатель и философ Александр Иванович Герцен. Позднее он написал: «Город Владимир остался сияющей точкой в дали моей молодости».

 

 В 1907 г. город украсило здание городской Думы. В стиле модерн, который распространился в России в начале XX в., во Владимире строятся здание для реального училища и первый кинотеатр, называвшийся тогда «Ампир» (сейчас «Художественный»).

 

 В 1930-х г. в городе развернулось большое промышленное строительство. Заводы, поднявшиеся здесь, стали важной составляющей российской экономики.

 

Великая Отечественная война прервала мирную жизнь. Во Владимире было развернуто 15 госпиталей. Бойцы и командиры, умершие от тяжелых ран, похоронены на городском братском кладбище.

 

В 1943 г. в городе началось строительство тракторного завода, который позднее был несколько раз награжден орденами за производство качественной продукции для страны и на экспорт.

 

В 1955 г. первые электромоторы сошли с конвейера Владимирского электромоторного завода.

 

 В честь 850-летия со дня основания города на новой городской площади в 1960 г. был торжественно открыт памятник-монумент (скульптор Д. Б. Рябичев, архитектор А. Н. Душкин).

 

У подножия стелы авторы поместили три фигуры, символизирующие важнейшие периоды в жизни города: строителя, воина-защитника, рабочего.

 

 9 мая 1975 г. на месте захоронения воинов, погибших в Великую Отечественную войну, во Владимире был открыт мемориал и зажжен Вечный огонь.

 

В 1978 г. строители подарили горожанам новое здание драматического театра. Авторы проекта сумели удачно вписать новую современную постройку в сложившуюся в течение многих веков городскую среду. Традиционный строительный материал - белый камень, а также украшение здания - скульптуры скоморохов по фасаду свидетельствуют об уважении к исторически сложившимся здесь традициям. Группа специалистов, возводивших это здание, была удостоена звания лауреатов Государственной премии России.

 

 С конца 1960-х гг. Владимир становится одним из центров международного туризма. Ежегодно сотни тысяч туристов из России и разных стран мира приезжают в древний город на реке Клязьме. Для приема гостей построены новые гостиницы, открыты рестораны, кафе, бары. Местные кулинары разработали и восстановили рецепты русской национальной кухни.

 

Город Владимир - главный город большого восточного региона России - всегда гостеприимно встречает гостей и знакомит их с богатой историей и культурой края.

 

В десяти километрах от города есть село Боголюбово, которое известно с 1158 г. Тогда здесь строился княжеский двор ростово-суздальского князя Андрея.

 

В летописи записано: «Постави ей (Богородице) храм на реке на Клязьме, две церкви камены и створи град камен».

 

Второй храм строился в честь праздника Покрова, ставшего главным в Суздальской земле.

 

 В Боголюбове князь Андрей принимал иностранных послов, подписывал политические и торговые договоры.

 

Центром архитектурного ансамбля XII в. был придворный храм Рождества Богородицы. В первозданном виде храм не сохранился, но построенный в середине XVIII в. новый собор повторяет план первоначального и поставлен на его основание.

 

 Лестничная башня с левой стороны собора в XVI I в. была надстроена шатровой колокольней. Рядом с ней когда-то стоял дворец князя Андрея Боголюбского.

 

Археологи выяснили, что все постройки в селе Боголюбово были белокаменные.

 

 Здесь же в 1174 г. в результате боярского заговора завершилась земная жизнь князя Андрея. Раненый, он пытался спрятаться в храме, но был найден здесь и убит.

 

Сегодня большая часть комплекса восстановлена. Кроме древних построек, здесь можно увидеть трапезную церковь XVI I в., более поздние монастырские здания, которые рассказывают уже о временах, когда княжеская резиденция была превращена в монастырь.  

           

SB-MONEY.RU - рейтинг сайтов электронной коммерции и заработка для вебмастеров Яндекс.Метрика
Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz