Пятница, 22.11.2024, 06:51
Приветствую Вас Гость | RSS
НЛО,гороскоп,полтергейст.
Главная | УГЛИЧ | Регистрация | Вход
Форма входа

tak/ru
Меню сайта
...

 

История Углича.

 Впервые город под именем Углич упоминается в Ипатьевской летописи 1148 года, хотя ученые считают, что недалеко от того места, где находится сегодняшний Углич, поселение возникло значительно раньше. 

 

В 1218 году Углич стал резиденцией самостоятельного удельного княжества. В 1238 году, как и многие российские города, он был разграблен и сожжен татаро-монгольскими ордами.

 

Во второй половине XIII века Угличское княжество разрослось и включало в себя несколько городов, но самостоятельность свою угличские князья отстоять не смогли и вошли в подчинение сначала ростовского, а затем с 1329 года московского князя Ивана Калиты. С тех пор Углич, находившийся под московским влиянием, не раз в период феодальных распрей подвергался нападению князей, враждующих с Москвой. В 1371 году на город напали тверчане, которые сожгли и полностью разорили его.

 

Но к XV веку Углич отстроился, приобрел самостоятельность, а во время управления сыном Дмитрия Донского Константином, настолько окреп экономически, что даже чеканил свою монету.

 

Особого расцвета город достиг при княжении с 1462 года Андрея Большого, который, по словам историков, являлся незаурядным политическим и военным деятелем своего времени. Находясь во главе Угличского войска, он способствовал успехам Московского князя Ивана III в его походах на Казань. Строительство Угличского кремля, которое велось при Андрее Большом, во многом определило планировку города.

 

C Угличем связан один интересный факт. Так как город стоял у великой реки, местные жители по всякому ее использовали. То рыбу половят, то торговое судно в другие края отправят. Но верхом их изобретательности стал уникальный сплав на крепостях. Дело было так. В 1550-х годах под Угличем срубили крепость. Собрали ее, проверили. Далее крепость разобрали, сделали из нее плоты и отправили в горячую точку - под Казань, в место, где река Свияга впадает в Волгу. История умалчивает о том удовольствии, которое получили туристы-сплавщики на крепостях, зато известно, что собрать ее на новом месте удалось всего за 4 недели.

 

15 мая 1591 года трагическое событие потрясло город, когда погиб, играя в саду, сын седьмой жены Ивана Грозного Марии - царевич Димитрий, последний из династии Рюриковичей. Последовавший за этим бунт и расправа Московского правительства послужили началом тяжелого "Смутного времени" в русской истории.

                                 

Во время польско-литовской интервенции 1608-1612 годов жители Углича оказывали упорное сопротивление захватчикам. Около пятисот горожан, укрывавшихся за стенами Алексеевского монастыря, подверглись жесточайшей осаде. Когда же враги ворвались в крепость, они не нашли ни одного живого человека. Летописец об этих трагических событиях повествует: "Кто твою, граде, погибель теплыми слезами не оплачет, и кто не возрыдает о убиенных любезных наших граждан, кто не поболезнует сердцем, кто не воздохнет?" Возможно, в память об этих событиях на территории монастыря в 1628 году и была воздвигнута Успенская церковь.

 

В результате многократных опустошений город пришел в жуткое запустение (в 1620 году в Угличе было всего 47 дворов). В последующие годы, уже при династии Романовых, город начал застраиваться и развиваться сызнова. Правда, в первые десятилетия XVIII века из-за мобилизации работных людей на строительство Петербурга и в рекруты, экономика Углича была несколько подорвана, но уже к середине века в городе начинают работать фабрики по выделке кожи и бумаги, развиваются и другие ремесла.

 

В течение всего XVIII века город застраивался деревянными зданиями. По городской описи 1776 года в Угличе было деревянных жилых домов - 986, а каменных - только 51, из них 21 церковь и 30 - дома купцов и административные здания. В 1774 году во время царствования Екатерины II для Углича, как и для других городов России, был разработан генеральный план, по которому старые улицы спрямлялись и расширялись, разбивались новые площади, кварталы приобретали прямоугольную планировку. Ветхие дома сносились, а новые должны были строиться строго в ряд, образуя "фасад улицы". Эти предписания выполнялись неукоснительно, таким образом, к середине XIX века город приобрел "регулярную" планировку и стал застраиваться каменными двухэтажными особняками, некоторые из них стоят и поныне.

 

Описание достопримечательностей Углича начнем с Угличского кремля, который в XV веке, во время княжения Андрея Большого, выглядел не совсем так, как сейчас. По его границам шли деревянные стены с одиннадцатью башнями, из ворот которых были переброшены подъемные мосты, ведущие к дорогам на Москву, Ростов, Ярославль, Калязин и Тверь. От дворцовых построек кремля XV века сохранилось только каменное двухэтажное здание, носящее название "Палаты царевича Димитрия" (1482 г.). Хотя палаты реставрировались в XIX веке, они дают вполне точное представление о прежнем облике.

 

Место гибели малолетнего царевича Димитрия сначала было отмечено деревянной часовней, затем выстроена деревянная церковь, а уже в 1692 году построена каменная церковь "Димитрия на крови", которая и дошла до наших дней. Главный ее зал - высокий, двухсветный, расписанный художниками конца XVIII века, подробно воспроизводящими все события, связанные с убийством Димитрия, кроме одного, о котором "рассказывает ссыльный колокол".

                                                               

Во время следствия по делу убийства царевича колокол был объявлен виновным в призывах к восстанию угличан, за что у него было отрублено ухо, вырван язык и он был сослан в город Тобольск. Только в конце XIX века опальный колокол был возвращен в Углич.

 

Каменный Спасо-Преображенский собор кремля был построен Андреем Большим в 1485 году, но в 1713 году из-за ветхости был разобран до фундамента и заново возведен. В 1860 году в соборе был выполнен деревянный резной золоченый иконостас.

 

Рядом с собором расположена нарядная колокольня (1730 г.), которая, являясь самым высоким зданием кремля, формирует его силуэт, просматривающийся с Волги и из города.

 

На правой стороне Каменного ручья, на невысоком холме стоит видимая издалека "Дивная" Успенская церковь (1628 г.) Алексеевского монастыря. В народе не зря ее прозвали "дивной" - необычное трехшатровое покрытие, расположенное по одной линии, и точно найденные пропорции придают ей острый, парящий в пространстве силуэт.

 

Сам Алексеевский монастырь был основан в 1371 году московским митрополитом Алексием. От построек этого монастыря сохранилась еще церковь Иоанна Предтечи (1681 г.) - пятиглавый собор, кровля которого была переделана в XIX в.

 

Со стороны Волги архитектурный облик Углича формируется еще двумя памятниками древнего зодчества. Это церковь Рождества Иоанна Предтечи (1689-1690 г.) - нарядная пятиглавая, с очень красивым крыльцом и шатровой колокольней, и Воскресенский монастырь.

                                                               

Воскресенский монастырь начал застраиваться каменными зданиями в 1674 году по распоряжению ростовского митрополита Ионы. Воскресенский собор, звонница, трапезная палата с церковью Смоленской богоматери - все эти монастырские постройки, расположенные по одной оси, с севера на юг, растянуты и приземисты, но разная высота зданий как бы их уравновешивает и дополняет. Этот красивый скульптурный ансамбль с разных точек осмотра выглядит по-разному, композиция его кажется удивительно продуманной и взвешенной.

 

Недалеко от Воскресенского монастыря находится Богоявленский монастырь, который первоначально располагался на территории кремля и был выведен оттуда в 1661 году. В основном монастырские постройки выполнены в XIX веке, но лучшей считается Смоленская церковь, построенная в 1700 году. Ближе к Волге, на улице Нариманова, расположена Корсунская церковь, построенная в 1730 году. При церкви, над трапезной, возвышается изящная колокольня.

 

От жилой застройки Углича XVIII века сохранилось несколько жилых домов. Можно увидеть двухэтажный деревянный дом Ворониных (Каменская ул., 4) с прекрасной изразцовой печью; дом Калашниковых (Первомайская ул., 13/10), состоящий из Каменной (обращенной к улице) и деревянной части. Интересен двухэтажный каменный дом купцов Овсянниковых (ул. Карла Либкнехта, 14) с низким первым этажом, вдвое более высоким вторым и деревянной четырехскатной тесовой крышей

 

Двухэтажными каменными домами начала и середины XIX века застроена вся правая сторона ул. Карла Либкнехта, а также Красноармейский бульвар, расположенный на высоком берегу Волги. Эти дома кажутся похожими друг на друга и, вместе с тем, разными. Это "типовое" строительство применялось для регулярной застройки провинциальных русских городов. Выделяется своими архитектурными формами каменный дом Переславцевых (XIX в).

 

В конце XIX века в Угличе появились деревянные дома, украшенные сложной кружевной резьбой (дом 48 по ул. К. Либкнехта), памятником деревянного зодчества признаны ворота дома на ул. Островского и др.

 

Прямо в городской черте, не более, чем в полутора километрах от кремля, Волгу перекрывает плотина Угличской ГЭС - наследие эпохи первых пятилеток. Плотина несет на себе яркие черты архитектуры того времени. По плотине проведена автомобильная дорога, с которой открываются красивые виды на город. Следует признать, что посещение ГЭС производит определенное впечатление. Кстати, автомобильные мосты через изгаженную водохранилищами широченную реку отсутствуют на многие километры вокруг.

 

Если будете в Угличе, не забудьте посетить расположенный в 12 км от города (по дороге на Ростов) ценнейший памятник края - Николо-Улейминский монастырь, основанный в 1400 году. Сохранившиеся здания монастырского ансамбля XVI-XVIII веков, расположенные в живописном месте, над речкой Улеймой, вызывают восхищение.

 

В 10 км от Углича в селе Дивная Гора расположена Троицкая церковь - это единственный оставшийся свидетель от заложенной здесь митрополитом Ионой в 1674 г. Дивногорской пустыни.                                                 

Святой Великомученик Дмитрий.                    

Святой благоверный царевич Димитрий, сын царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Федоровной (из рода Нагих), родился 19 октября 1582 года (а по другим источникам 1583 или 1585 гг.) в Москве. Царь Иоанн назначил в удел царевичу с его матерью Углич. После смерти Иоанна Грозного на престол вступил старший брат царевича Димитрия Феодор Иоаннович. Однако фактическим правителем Русского государства был его шурин, властолюбивый боярин Борис Году­нов. Добрый Феодор Иоаннович остался почти при одном имени царя, а все делалось, как хотел Борис; иностранные дворы присылали Годунову дары наравне с царем. Между тем Борису известно было, что в государстве, начиная с царя Феодора, признают Димитрия наследником престола и имя его поминалось в церквях. Сам Борис в разных делах Феодорова времени признавал Димитрия наследником престола.

 

Искони ненавидящий добро в роде человеческом диавол, видя сирых братьев, царя Феодора и царевича Димитрия, ни о чем земном не радеющих, ибо ни славы мира сего, ни богатств не желали, и, не в силах будучи ни в чем их искусить, вложил в сердце Бориса твердый помысл восхитить самодержавство, чтобы быть властелином на Руси, когда истребится корень царский, не ведая того, что Бог власть кому хочет, тому дает. И тревоженный опасениями за свою будущность и обольщаемый мечтами о власти, Борис Годунов, привыкший распоряжаться всем с помощью самодержавного царя, стал действовать против царевича, как против личного врага своего, желая избавиться от законного наследника русского трона.

 

Для осуществления своего преступного замысла Борис Годунов решил удалить царевича от московского царского двора. Вместе с матерью — вдовствующей царицей Марией Феодоровной и ее родственниками царевич Димитрий был отправлен в свой удельный город Углич.

 

Стараясь избежать опасного кровопролития, Борис Годунов пытался сначала оклеветать юного наследника престола, распустив через своих приверженцев лживые слухи о мнимой незаконнорожденности царевича и запретив поминать его имя во время богослужений. Поскольку эти действия не принесли желаемого, коварный Борис прибег к распространению новых вымыслов: будто бы Димитрий I с юных лет уже являет в себе наследственную суровость государя, отца своего. Но все это казалось Борису недостаточным; он не мог рассчитывать на царский престол, пока жив Димитрий, а потому решился погубить царевича. Попытка отравить юного царевича с помощью Василисы Волоховой, кормилицы Димитрия Иоанновича, не увенчалось успехом: смертоносное зелье не вредило отроку.

                                         

Но когда злодеи убедились, что нельзя совершать злодеяние в тайне, они решились на явное. Через своего сообщника Андрея Клешнина Борис отыскал знакомого человека, дьяка Михаила Битяговского, взявшегося собственноручно умертвить царевича. И посланный в Углич со своим сыном Даниилом и племянником Никитой Качаловым, будто бы для управления земскими делами и хозяйством вдовствующей царицы, Битяговский поручил Волоховой вывести в назначенное время царевича во двор. В субботний день 15 мая 1591 года утром боярыня мамка Волохова позвала Димитрия гулять во двор; кормилица Ирина, как бы предчувствуя, удерживала царевича во дворце, но мамка силой вывела его из горницы в сени, к нижнему крыльцу, где уже были Осип Волохов, Данило Битяговский и Никита Качалов. Волохов, взяв Димитрия за руку, сказал: «Сие у тебя новое ожерелье, государь?» Он же, кроткий агнец, подняв голову, тихим голосом отвечал: «Сие есть старое ожерелье». И Волохов кольнул его ножом по шее, но не захватил гортани. Кормилица, видя пагубу своего государя, пала на него и начала кричать, и убийца, бросив нож, побежал, но союзники его Данило Битяговский и Никита Качалов били кормилицу, едва не до смерти, и, отняв из рук ее праведного отрока, дорезали и сбросили его вниз с лестницы. В это время вышла на крыльцо царица и, увидев гибель сына своего, громко стала вопиять над ним. При виде этого страшного злодеяния пономарь соборного храма, запершись на колокольне, ударил в набат, созывая народ. Сбежавшиеся со всех концов города люди отомстили за невинную кровь восьмилетнего отрока Димитрия, самочинно расправившись с жестокими заговорщиками. Донесено было в Москву об убиении царевича, и сам царь хотел отправиться в Углич для исследования преступления, но Годунов под разными предлогами удержал Феодора Иоанновича в Москве. И через своих людей князя В. И. Шуйского (впоследствии царь), окольничего Клешнина и дьяка Вылузгина, посланных в Углич для судебного разбирательства, Борис Годунов сумел убедить царя в том, что его младший брат якобы страдал падучей болезнью и умер нечаянно, упав на нож.

 

SB-MONEY.RU - рейтинг сайтов электронной коммерции и заработка для вебмастеров Яндекс.Метрика
Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz