СКАЗАНИЯ О ПЕЩЕРНЫХ СКИТАЛЬЦАХ.
В статье "В царстве легенд"/ журнал «Уральский следопыт»№12 за 1979г. археолог В. Т. Петрин писал: «Пещеры... Таинственный подземный мир, который при первом же упоминании тревожит наше воображение своей загадочностью и необычностью. И это не удивительно: издавна с ним связано множество преданий и легенд. Они возникают и передаются от поколения к поколению. Кто не слыхал или не читал о кладах, зарытых в пещерах знаменитыми разбойниками, о том, что в них прятались люди, которых преследовали власти, что в пещерах жили монахи и отшельники...
И сейчас в Башкирии вам покажут множество пещер и расскажут, что в них скрывался сам Салават Юлаев. Вы услышите и о пещерах, лежащих неподалёку, которые были ещё больше, но их завалило. Вам расскажут, что собака, попавшая туда, смогла пробраться сквозь завалы и через несколько дней вышла из другой пещеры в нескольких десятках километров от первой. Причём шепотом вам добавят, что собака... наполовину потеряла шерсть. Почтительное или даже суеверное отношение к пещерам имеет под собой основу, которая родилась в древнейшие времена. В подземный мир, в который вы можете попасть, пройдя лишь несколько десятков шагов, резко отличен от того привычного, солнечного, что окружает нас на земле. Трудно подобрать сравнение миру сплошного мрака и абсолютной тишины, где человек сразу же теряется, если у него нет светильника. Поэтому понятно то психологическое напряжение, которое испытывает любой, попавший в столь необычные условия. Поражают в пещерах глубокие пропасти, подземные реки, сказочное убранство из натечных образований - каких только ассоциаций они вызывают. Недаром так фантастичны названия, которые люди дают пещерным гротам, озёрам, завалам и сталактитовой архитектуре: Дорога в ад, грот Бриллиантовый, Голова дракона...
Да и обитатели подземного царства настолько необычны, что невольно вздрагиваешь, когда над тобой, почти касаясь головы, бесшумно проносятся стаи летучих мышей. Ящерицы и рыбы без глаз, абсолютно белые, вызывают не только чувство удивления, но и ужаса».
То о чем так красочно и занимательно повествовал В. Т. Петрин, имеет прямое отношение к саткинским пещерам, расположенным в Айской долине. В нашем районе бытуют легенды, предания, сказания и о пугачевских кладах, и о разбойниках, и о конокрадах, и о святых отшельниках, и о собаках, которые, проплутав много дней под землей, находили выход к свету и солнцу на реке Аи. И не удивительно. В. Т. Петрин сам бывал в саткинском районе. В 1978 году он изучал «писаные камни» айских скал, открыл две Ваняшкинские писаницы и писаницу «Айская группа». Безусловно, не мог не посетить он и наши пещеры.
Одна из интригующих и загадочных тем южноуральских пещер - тема о таинственных старцах, которые «сменили славу мира сего на тяжкий крест странничества». А в старину таких таинственных старцев и странников было не
так уж и мало.
Например, в Аверкиной яме /около Старой пристани/ жил старец Аверкий, в
Игнатовой пещере /около деревни Серпиевки
в Катав-Ивановском районе/много лет обитал святой отшельник Игнатий, в
Антоновой пещере /на реке Белой в Башкирии/ скрывался от мира земного в полном
одиночестве затворник и старец Антоний. Были и другие старцы. Называли их
по-разному, и отношение к ним было тоже неоднозначное. Среди простого
заводского или крестьянского люда многие из них носили довольно пышные и
мудрёные «титулы» /прозвища/ - «святые угодники», «пастыри божьи», «пророки»,
«схимники», «странствующие монахи», «мученики христовы», «затворники»,
«отшельники», «народные заступники» и пр. Как правило, «народные заступники»
заступались за народ, боролись с «мироедами», «лиходеями» и «толстобрюхими».
Особым почётом и уважением пользовались подвижники «истинной», древней
православной /старообрядческой/ веры, которые выступали под личиной мучеников и
страдальцев. Они надолго уходили в пещеры, добровольно обрекая себя на голод,
холод, сырость, мрак, пребывая «в посте и молитве», лишениях и страданиях.
Иногда к таинственным старцам относились с недоверием — их называли
разбойниками /татями/, фальшивомонетчиками, конокрадами. И не случайно. Ещё А.
П. Флеровский в
Если проследить
историю этих пещерных скитальцев или затворников, то нетрудно определить, что
появлялись они во времена великих смут, общественных потрясений, революций и
войн. Например, старец Игнатий появился на волне крестьянского бунта 1843г.,
вспыхнувшего в Челябинском уезде среди свободного от крепостной зависимости
населения по поводу якобы лишения их привольного житья. Аверкий поселился в
пещере после реформы 1861г., когда крестьянство бурлило, волновалось, выражало
глубокое недовольство, бунтовало, когда участились террористические акты, цареубийства,
усилилось революционное брожение. Братья Занозины разбойничали в годы первой
российской революции и войны с Японией. Легенды о пугачёвских кладах рождались
в период Крестьянской войны 1773-
«Христовы мученики», отшельники, затворники появились на Южном Урале уже после раскола русской православной церкви /середина 17-го в./, когда начались массовые преследования старообрядцев. Гонимые никонианцами, они целыми общинами, деревнями снимались с обжитых мест и уходили в таежные дебри Европейского Севера, на берега Белого моря, на Урал, в Сибирь, где «хранители древнего чина» селились в глухих лесах, горах, среди болот, на малоизвестных
реках, основывали скиты и потаенные кельи. В 19-ом в. в староверческих скитах Южного Урала /в Уфимской губернии/ скрывались лучшие силы раскола. Эти потаенные скиты находились в труднодоступных местах, где не было дорог, в окрестностях горных хребтов Бакты, Зигальги, Уреньги, Нургуша, Чулковки, оз. Зюраткуль, на Шестой речке /правобережный приток р. Б.Сатки/. Катавские келейники годами и десятилетиями жили на Суке, где они скрывались только в им одним известных пещерах, скалах и кварцитовых россыпях-курумах. Потаенные жилища-кельи они устраивали также на Лубочном ключе и Емельяновой горе.
Истоки православного подвижничества, пещерного, горного и лесного уединения зародились еще в недрах Киевской Руси, во времена ее крещения и принятия христианства /988 г. н.э./ от византийских священников, монахов и волхвов. Вспомним А. С. Пушкина:
«Волхвы не боятся могучих владык
И княжеский дар им не нужен.
Красив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен».
К византийцам же традиции волхвования перешли от ранних христиан-пастухов и скотоводов Иудеи, Палестины, Синая и Малой Азии. Припомним, что Иисус Христос тоже родился в пещере, в овечьем загоне, около нынешнего города Вифлеема. Вот, оказывается, как все не просто.
Следует, однако, не забыть, что вся история человечества связана с пещерами. И это вовсе не преувеличение. Конечно, были моменты, когда люди отдалялись от пещер, на время забывали о них, но потом опять возвращались в их лоно. В. Т. Петрин, который много лет занимался пещерной археологией, вот что писал по этому поводу:
«Недаром почти всюду на земле, во все времена мрачный подземный мир считается обиталищем мертвых. Например, народ, наложивший отпечаток на все последующие развития мировой культуры, - древние греки - представлял вход в царство мертвых в виде устья пещеры, расположенной на краю света. За этим входом, в подземном мире путника ждали сплошные ужасы: жуткий пес Цербер с тремя головами, ледяной ручей забвенья Стикс, адская река Ахеронт с угрюмым перевозчиком Хароном, который перевозит только «туда, но никогда «обратно». Там обитал бог смерти чернокрылый Танатос, из-под земли появлялась страшная богиня Геката со своими спутниками - змеями, драконами, оборотнями и прочими кошмарными существами.
Под землей расположен и христианский ад. Вход в него рисовался в виде пещеры с леденящей душу надписью: «Оставь надежду всяк сюда входящий!» А дальше шла глубокая бездна, где «небосвод, зловещий и беззвездный, был воплями и криком оглашён» /Данте/.
По представлениям современных сибирских народов, хантов например, под землёй поселился черт, когда ему стало невмоготу жить вместе с людьми. Но, отдав должное мифам и сказкам, вернёмся к реальным фактам.
Большинство пещер образовалось под воздействием воды в известняках и гипсах. Этот процесс длился миллионы лет. Пещеры в своих отложениях накопили ценнейшую информацию не только об истории своего развития, но и об окружающем мире - информацию уникальную, не потревоженную временем. Подземные гроты стали объектом пристального внимания археологов. И это понятно: ведь нашим предкам пещеры служили жилищем. Большая часть истории древнекаменного века написана по материалам, полученным при раскопках именно пещерных стоянок.
Селился древний человек в основном в гротах близ входа в пещеры. Темные же глубины их служили святилищами, где протекало, по представлениям первобытных охотников, таинство зарождения живших на земле существ.
В послеледниковый период пещеры всё меньше и меньше привлекают человека как жилища. Исчезает наскальная подземная живопись, появляются новые культы и обряды. Люди отдаляются от пещер, всё более и более страшась непостижимости тёмной бездны. Теперь уже они не устраивают святилища в глубине гротов, а начинают поклоняться самим пещерам, приносить им в жертву различные предметы и трофеи охоты. Таких жертвенных пещер на Урале много. Это и знаменитый Дыроватый камень на Чусовой, и многочисленные пещеры Северного Урала. Некоторые из них были исследованы совсем недавно, в них были обнаружены интересные находки, рассказывающие о верованиях и культах первобытных обитателях Урала в последние четыре тысячи лет. На Северном Урале хранилищами для костей были пещеры. Предки современных ханты и манси приносили кости в глухие пещеры, укладывали их около стен жертвы - кусочки ткани, мехов и, возможно, пищу. В 30-е годы нашего столетия в Шайтанском гроте было найдено около 30 медвежьих черепов. И до сих пор местное население называют эту пещеру Костлявой.
В пещерах археологи находят много костей и других животных - лосей, северных оленей, лошадей. Они также почитались, но уже в качестве только промысловых животных и часто приносились в жертву духам, чтобы те способствовали успешной охоте.
В некоторых жертвенных пещерах среди находок, которым не более двух-трех тысяч лет, встречаются кости животных ледникового периода, вымерших более 10 тысяч лет назад. Это, конечно, не означает, что мамонт дожил до столь позднего времени.
В пещерах также производились захоронения людей. Многочисленные украшения говорят о том, что это были не родовые погребения, а могилы выдающихся членов племени.
Особо благоговейное отношение к себе пещер вызывали у путешественников. Стрелы в древности являлись наиболее распространенным типом боевого и охотничьего оружия, всегда пользовались почитанием, поэтому любой едущий по реке считался своим долгом пустить стрелу с привязанной бляшкой или монетой в черный зев пещеры, чтобы начатое путешествие закончилось успешно, будь то поездка на охоту или в дальние края за кремнем, охрой и бронзой. Традиция эта идет с древнейших времен. При раскопках в гротах ученые находили так называемые вкладышевые стрелы, состоящие из костяной оправы и острых каменных лезвий, вставленных в боковые желобки и закрепленных в них смолой. Подобные стрелы изготовляли около семи тысяч лет назад. Очень много было найдено каменных наконечников стрел. В более позднее время /две-три тысячи лет назад/ они сменились бронзовыми, а затем — железными.
Но сколь ни впечатляющими были сами по себе культы медведя, лося, даже мамонта, они редко обходились без огромного пламени костра. Он горел, чтобы очистить окружающий мир от дурных сил, защитить совершаемый обряд от
враждебных человеку сил. Зачастую огонь являлся тем божеством, точнее символом, которому поклонялись. Этот теплый кусочек яркого солнца, который можно было вызвать по необходимости в любом месте - в жилище, на берегу реки, в лесу, в пещере - сопровождал человека на протяжении всей его жизни, защищал от стужи и мрака. Вероятнее всего культ огня - один из древнейших, если только не самый древний из всех известных науке.
А теперь непосредственно перехожу к сказаниям о пещерных затворниках, отшельниках, конокрадах и разбойниках.
Для вступления приведу две выдержки-свидетельства о пещере.
А. В. Лопатин, А. А.
Мурзагулов, «Туристские маршруты Башкирии /Москва
Аверкина яма
известна давно. В
Много преданий бытует об Аверкиевой пещере /Авекркиной яме/. Уже в глубокой старине она была овеяна завесой какой-то мифической таинственности. Одни говорили, что давным-давно в ней жили фальшивомонетчики, связанные с Е. И. Пугачёвым, другие утверждали, что в пещере скрывался раскольник Аверкий, чьим именем она и поныне называется. Как будто бы несколько лет тому назад Аверкиева пещера чуть было не поведала свои тайны двум любопытным, но последние этого открытия не смогли перенести. Недалеко от пещеры они отвалили большую плиту и заглянули туда. После этого случая один из них навсегда остался заикой и помешанным, а второй не захотел рассказать об увиденном под камнем и всегда отмалчивался, когда его пытались об этом расспросить. Так они в страхе бежали от тайн Аверкиной ямы, захоронив их всё той же плитой. Никто не может конкретно подтвердить, было ли это. Однако следует сказать, что тем, кто неоднократно её посещал, пещера не представляется такой уж таинственной, хотя некоторые факты не совсем объяснимы. Не ясно, например, почему в пещере много костей в обоих гротах. Кому нужно было выкладывать каменную лестницу со многими ступеньками в дальний конец первого грота в полной темноте и сырости почти на 30-метровой глубине? Тайны Аверкиной ямы уже более ста лет привлекают к себе внимание жителей окрестных деревень и сёл - Старой Пристани, Верхнеайской, Айлино, Ваняшкино и Новой Пристани. Пробовал ли кто приоткрыть завесу над интригующими загадками мрачных, сырых подземелий? Безусловно. Но тайны так и остаются до конца не раскрытыми, хотя некоторые детали пещерной истории всё же немножко прояснились.
Пещера находится в
3-х км от дер. Старая Пристань, на левом берегу р. Аи, в лесистом склоне горы,
примерно в 300-м от так называемого Винокурного ключа, которому Аверкина яма
обязана своим происхождением. Подземная полость интересна по своему устройству.
Прямо в склоне горы открывается вертикальный провал размером 2 на
А вот ныне покойная жительница Айлино Елена Михайловна /Акулина/ Шляпина /в девичестве Соснина/, внучка Саввы Соснина /брата Иосифа Соснина/ так рассказала об Аверкии:
- Он вовсе не был кержаком. Он был татарин. У него были рваные ноздри, а один глаз выколот напрочь. Он был чёрен лицом и с густой подстриженной бородой. Аверкий занимался конокрадством и был посажен в тюрьму, но бежал и скрывался за Аем. Да, Иосиф Соснин был его покровителем. Савва Соснин тоже не таил, что тот прятался в пещере. Он же позднее рассказал, что Аверкий вышел из повиновения, ушёл из пещеры тайком, шатался по лесам, занимался грабежами. Его схватили при угоне ягуновских лошадей, связали и сдали в полицию. Аверкий ещё раз появлялся в наших местах. Айлинские мужики видели его около Винокурного ключа. Он сидел на камнях, был печален, худой, плохо одет, почти босой. А лотом Аверкий исчез. Слухи о нём больше не поступали. Времена неудержимо менялись, но пещеру люди не забывали. Разные о ней ходили толки и кривотолки. Были и вымыслы и домыслы. Так, например в 1972г. в Челябинске вышла книга А. И. Лазарева «Поэтическая летопись заводов Урала». В этом фольклорном издании изложены сомнительные сведения об Аверкиевой пещере: «Много слухов породила "Аверкина яма" в Саткинском районе Челябинской области, в которой будто бы жил старец Аверкий, учивший народ, как бороться с заводчиками. /Этнографическая экспедиция ЧГПИ в 1965г. обследовала эту яму - естественный провал в породе глубиной 35м. На дне было найдено небольшое озерцо с чистой водой, рядом — каменное ложе, на котором лежит скелет человека/».
Некоторые
старопристанинские жители слыхали об Аверкии интереснейшие подробности.
Айлинские богачи Соснины приветили его не случайно, не по сердечной, не по христианской
доброте, а из собственных алчных побуждений. Дело оказалось в том, что старый
раскольник привёз из Сибири немало золота. Этот драгоценный металл и стал
тайной приманкой для зажиточных мельников-кержаков, которые и поселили его в
пещере Между молитвами Аверкий занимался столярным ремеслом и делал нательные
крестики из пещерного «текучего камня» -сталактитов. По натуре он был человек
деятельный, энергичный, любил повинокурить, благо деньги у него водились.
Поэтому и соседний с пещерой ключ старопристанинцы и айлинцы стали называть
Винокурным. Слишком набожные старушки были недовольны Аверкием и распускали
слухи, будто одинокий старец являлся «великим прелюбодеем» и «сущим диаволом во
Христе», коих по тем религиозным временам было не так уж много на великой и
святой Руси. Поговаривали, будто к Аверкию в пещеру тайком похаживали
незамужние женщины, вольные монашки и «окаянные девки». ...Между прочим, пещера
и теперь волнует людей своими неразгаданными тайнами и сюрпризами. Ещё до
недавнего времени ходили разговоры, что в ней существовали не два больших
грота, а целых восемь. Кто-то находил старинную икону. В 1974г. в газ.
«Саткинский рабочий» было напечатано старинное айлинское предание под названием
«Золотая трагедия», в котором описываемые события касались и Аверкиной ямы.
Автором этой статьи был я. Разгорелись горячие споры — правда это или ложь.
Спорили все, кто хоть что-то знал или краем уха слышал о подземных тайнах
пещеры, и те, кто совсем ничего не знал. Например, жительница Айлино Зинаида
Илларионовна Бонина /в детстве Соснина/ утверждала, что история, связанная с
Аверкиной ямой, изложена в основном верно. Другие опровергали её и стояли на
том, что всё было не так. Споры дошли до Курганской области и заинтересовали
бывшего айлинца П. Накорякова. В своём письме айлинскому библиотекарю и
краеведу Валентине Ивановне Кожевниковой он высказал своё мнение о «Золотой
трагедии». Письмо заслуживает внимания, а некоторые его выдержки проливают
дополнительный свет на личность самого старца Аверкия: «Наконец-то выкроил
свободную минутку, чтобы написать Вам письмецо и отблагодарить за присланные
вырезки из газеты "Саткинский рабочий" о "Золотой
трагедии". В одну из поездок в Златоуст мне такого наговорили об этих
«записках краеведа», что захотелось проверить, так ли это. И когда с Вашей
помощью сам прочитал эти записки, я многого не нашёл из того, что слышал в
разговорах. Ещё лишний раз убедился, что «молва народная богата на выдумки». Я
слыхал даже о том, что в пещере оказался замурованным человек, который, пролежав
сотни лет, хорошо сохранился. Я согласен с тем, что о статье краеведа В.
Чернецова можно спорить. Если судить по его запискам, то это не такое уж
старинное предание, ибо история этого предания доведена до дней
коллективизации, даже до дней Великой Отечественной войны, т.е. почти до наших
сегодняшних дней. Преувеличены и размеры пещеры. Я бывал в ней несколько раз.
Разговоры о засыпанной лестнице, как и о втором нижнем выходе из пещеры,
остаются лишь разговорами. Если бы действительно была лестница, то она бы
сохранилась или от неё остались бы признаки. Правда внутри пещеры в её второй
половине на полу видны две гладкие каменные площадки. Они-то и дают разговоры,
что там начало лестницы. Мы делали попытки раскопок и дальше вглубь, но никаких
признаков лестницы не обнаружили. Тогда мы пришли к выводу, что эти площадки
наподобие начала лестницы служили для обитателя: нижняя - для сидения, верхняя
- столом. С молодёжью Айлино мы совершали походы в эту пещеру в 1923 и 1924
годах. В 1926г. я приходил с группой молодых рабочих инструментального цеха
Златоустовского механического завода. В 1936г. был с группой златоустовских
охотников. Когда организовывалась в двадцатых годах самая первая экскурсия, то
был разговор, что в этой пещере жил какой-то фальшивомонетчик Аверка, именем
которого она и стала называться. Есть книга, в которой описываются дела
фальшивомонетчика. Но мне такой книги найти не удалось. После нашего первого
похода была опубликована заметка в златоустовской газете «Пролетарская мысль».
Писал её секретарь айлинской парторганизации тов. Долгов, главный вдохновитель
изучения Аверкиной ямы. Позднее я слышал несколько различных легенд об
Аверкиной пещере. Хорошо помнится услышанная мною легенда, когда
фальшивомонетчик Аверка именовал себя «проповедником божьей правды», и с ним
имели тайные связи монашки единоверческого монастыря. Но больше всего
понравилась легенда о большой любви лучшей верхнеайской красавицы к Аверке.
Помнятся мне и другие легенды. Ох как хочется побывать в Айлино! С уважением
бывший айлинец П. Накоряков. 25. 06.
Одну из легенд удалось вспомнить, восстановить. Она рассказывает о пылкой любви бедной верхнеайской девушки Кати к Аверке. Но Аверка не захотел жениться на забеременевшей красавице, сославшись, что он несёт в себе «божественный сан», который, дескать, запрещает ему вступать в брачные узы. Затосковала Катя, а потом узнала, что Аверка встречался с блудными монашками Воскресенского монастыря, водил с ними лесные хороводы. Вовсе расстроилась, разочаровалась девушка, возненавидела Аверку и вскоре на почве любви, ревности и измены «наложила на себя руки» — утопилась в одном из айских омутов. С тех пор этот тёмный омут стали называть «Катиной ямой» в память о безвременно ушедшей из жизни красавицы. Он находится возле правого берега реки Аи, недалеко от бывшего верхнеайского совхозного сада и кузницы. После смерти Кати стали поговаривать, что в омуте поселилась русалка - водяная девка с рыбьим хвостом. Будто бы в русалку /очаровательную нимфу/ превратилась верхнеайская красавица Катя, на которую она была очень похожа. Иногда она показывалась людям на глаза. Русалку видели возле- жавшей на берегу. У Кати отросли длинные волосы, которые она аккуратно и медленно расчёсывала костяным гребешком.
История с превратностями Катиной ямы имеет продолжение и в наши дни. Жил в селе Айлино молодой холостой мужик или парень Петя Пашков. Любил он, грешник, выпить и при том обильно. П. Пашков был заядлый рыбак. Весной 1987г. П. Пашков и его знакомый Борис Бисеров пошли на рыбалку на реку Аи и остановились у Катиной ямы. Неожиданно Петя увидел в омуте странную, красивую рыбу, которая смотрела на него завораживающей девичьей улыбкой. - Смотри, рыбка смеётся! - захохотал Петя и показал на неё пальцем своему товарищу Б. Бисерову.
А потом полупьяный П. Пашков как-то слишком быстро и проворно разделся до нижнего белья и нырнул в холодную вешнюю воду. Б. Бисеров не успел остановить его. Вскоре от Пети пошли пузыри. Он утонул, замёрзнув в ледяной апрельской воде.
Память об Аверкии осталась ещё в одном географическом названии. Ниже места впадения в Аи Винокурного ключа, на том же левом берегу реки возвышается мощная известняковая скала «Аверкин камень». Возле этой скалы Аверкий обычно рыбачил, встречался с женщинами, вёл с ними тайные беседы и катался на лодке с монашками Воскресенского единоверческого монастыря. Иначе Аверкин камень называют Дезертирским камнем, так как возле него скрывались дезертиры — «Зелёные». «Зелёные» — крестьянские партизанские отряды, действовавшие в годы гражданской войны. Они вели лесную жизнь. Отсюда и название. «Зелёные» воевали как против белых, так и против отрядов Красной Армии, объявляя себя сторонниками демократии. По рассказам старожилов - айлинцев, дезертиры «зелёные» действительно «водились» в районе Аверкиной ямы, Винокурного ключа и этого участка левобережья Ая. По указанной причине и камень /скалу/ называли Дезкртирским. Частенько дезертиры посещали Аверкину яму, особенно в дожди и большую стужу.
«Айлинская молодёжь 15 июня постановила, а 29-го осуществила экскурсию на р. Аи и в Аверкину пещеру.
Пещера эта находится в 6-ти верстах от Айлино, на левом берегу Ая в горах. Спуск в пещеру вертикальный, сажен 10 в глубину.
Вход в пещеру представляет из себя круглое отверстие аршина полтора в диаметре, дальше шире и шире.
На самой глубине этого природного колодца навалена масса разного мусора: палок, брёвен и камней. Без фонаря, без свечи дальше пробраться невозможно. Но вот нашлись «смельчаки». Привязали их к канату ремнём, устроили сиденье, дали фонарь, топор и спустили. Смельчаки ушли в глубину и голоса их не слышно.
Тут валяются доски от двери, рабочий деревянный станок, каменная кровать. Ещё сохранились железные скобки от двери и жестяная труба. Много разных костей, среди них часть человеческих.
Дальше от первого «большого» зала имеется спуск опять по лесенке в глубину сажен еще на 10, направо коридор и третье помещение.
Время берет свое - все обвалилось, засыпалось подземным камнем, песком и глиной, но старожилы говорят, что не так давно /лет 50/ жил в этой пещере раскольник-отшельник.
Хлеб ему спускали в верхнее отверстие. Иногда он сам выходил, но так, чтобы не видели. Имел знакомых женщин, которые вместе с ним пребывали «в посте и молитве», а иногда катались на лодке или совершали «святую прогулку» по лесу. Передают, что после смерти «отца Аверьки» там жили фальшивомонетчики, а не так давно скрывались там «зелененькие» и дезертиры.
Если судить по имеющимся внутри пещеры углублениям, заваленным теперь и занесенным илом, то можно предполагать и дальнейшие ходы и выходы. Но, чтобы раскопать, необходимо снарядить специальную с кирками и лопатами.
Провозившись целый день, просмотрев все «достопримечательности», молодежь поднялась наружу.
Спускались человек 20-ть. Ходили в пещеру врач, учитель, агроном, ячейка РКП, женотдел и молодежь.
Главная цель экскурсии — изучение сталактитов не была достигнута, так как все заинтересовались внутренним устройством подземного жилья».
Интересная статья! Есть о чем подумать нынешним саткинским спелеологам.
И еще одна современная загадка.
Примерно в 1978 - 1980 годах около Аверкиной ямы поселился какой-то сулеинский мужик - на вид придурок или слегка помешанный. Жил он там около трех лет. Построил возле ключа полуземлянку или избушку в форме шалаша, завел небольшой огород, где выращивал картофель. Но этот мужичок был не такой уж простой, а особого сорта «жук», который, видимо, «прошел огни и воды, и медные трубы». Туристы замечали, что он проявлял определённый интерес к пещере. Находили перевернутые камни, какие-то раскопы. Наверное, сулеинский «жук» что-то знал о тайнах Аверкиной ямы. Не исключено, что он искал пещерное золото. Иначе к чему бы ему лесное или горное уединение?! На деятельность мужика обратила внимание милиция, которая вытолкала его с айских берегов. Из этого эпизода можно сделать вывод, что тайны пещеры еще ждут своих разгадок.
Монотонно и гулко стучат в пустоте капли воды, ударяясь о холодные плиты и отсчитывая бесконечное время. В кромешном мраке незримо витают тени прошедших событий, но тайны так и остаются неразгаданными до конца. Пещера еще во многом остается загадочной, как загадочен и фантастичен подземный мир мертвого камня.
Кажется, Аверкиной ямой опять заинтересовались саткинские спелеологи. 12 октября 1991г. в газ. «Саткинский рабочий появилась статья А. Казановского под названием «Снова Аверкиева яма». Привожу её без сокращения: «Учащиеся школы №13 из секции юных спелеологов опять взялись за очистку входного колодца пещеры «Аверкиева яма». Входной колодец за- вален стволами деревьев, которые бросают туда горе - туристы. Но не только экологическую цель преследуют ребята. Дно входного колодца находится под настилом из брёвен, веток и земли, среди брёвен попадаются сбитые коваными гвоздями, такие гвозди сейчас не делают. Недавно извлекли бревно с выдолбленной сердцевиной, явно служившее жёлобом для стока воды. Всё это позволяет предположить, что избушка Аверкия /или какой-то настил/ находились непосредственно в колодце.
В пещеру предстоит совершить ещё не одну экспедицию по очистке. Но даже если мы не добавим ничего нового к существующей легенде, мы просто сделаем эту пещеру более безопасной для посещения спелеологами, так как торчащие стволы и ветки уже однажды послужили причиной травмы.